Невербальный диалог с публикой
Когда оратор выступает с речью, что-то говорит, кажется, что говорит только она сторона, оратор. А люди слушают.
Но это только видимая сторона выступления. И слышимая.
А есть «невидимое» общение. И «неслышимая» речь. Между оратором и аудиторией происходит общение.
Бессловесный разговор.
И очень важно, чтобы этот невербальный диалог с залом состоялся. И поддерживался всё выступление.
Смоделируем пример.
— Здравствуйте!
— (В ответ — бессловесное «здравствуйте» отображается на лицах людей. У кого беззвучное шевеление губами: «Здравствуйте!»)
— Рад видеть вас
— (А вот мы не очень. Потому как пока не знаем Вас. Но мы слушаем… )
— По пути к Вам, загляделся на ваш город! У вас очень красивая Набережная
— (Нам приятно! У нас действительно красивая Набережная. Спасибо за комплимент. Вы, оказывается, приятный человек…)
— Давайте я сразу перейду к делу, без предисловий.
— (Мы не против. Давайте уже, говорите, мы слушаем).
Можно смоделировать и другой пример.
Хороший пример описан в «Сказке о храме с тысячью зеркал».
Бывает, что зал никак не реагирует на оратора. Тогда это не речь вовсе.
Когда слова идут в пустоту – это пустая речь. Если речь «никому и в никуда», то это и не речь.
Это — пустословие.
Если же слушатели слушают – то они как-то реагируют на сказанные слова. Явно или неявно.
Это — монолог.
Если аудитория активно реагируют на слова оратора – это уже диалог с залом.
Невербальный диалог с публикой.
Как сделать так, чтобы получилось с залом общение?
Обратим внимание на паузу.
Делать паузу. Большую. И реакция зала будет обязательно. Это будет активное слушание.
Но, если паузу не сделать, публике не будет казаться, что оратор с ней говорит. Публика превратится в пассивного слушателя.
Пассивная и активная аудитория. Это разные аудитории. И от оратора зависит, с кем он будет общаться.
Можно расшевелить аудиторию. А можно «усыпить».
Всё в наших руках, как говорится в известной притче.
Обычно, оратор не делает пауз для ответа публики.
А зачем? Важно слова говорить. Информацию.
И информация идет в одну сторону. А в другую — не идет.
Люди в аудитории чувствуют свою «незначительность», «ненужность».
Каждый вправе заниматься собой. Сначала своими мыслями. Потом своими делами. Отвлекаются.
Так каждый. А в целом – вся аудитория.
А если вести с аудиторией диалог – им некогда отвлекаться. Да и незачем. Ведь с ними разговаривают.
При таком диалоге оратор тоже делает много невербальных движений.
В основном по направлению к публике. Жесты. Движение телом. Головой.
Глаза должны постоянно смотреть в публику. Прямо.
Не вверх, поверх голов. Не вниз, в пол. Только прямо.
Развитию невербального диалога помогают риторические вопросы.
Это вопросы в зал. Без явного ответа. Но ответ быть должен, в виде реакции зала. В виде движений головами, телом. В виде эмоций.
Риторические вопросы, как показала практика, в голову не лезут во время выступления. Их нужно осваивать. Добавлять в свою речь.
Во время тренировок, конечно же.
Нарабатывать, как новое поведение. Вероятно, придется сделать десяток упражнений, прежде чем появится навык задавать риторические вопросы экспромтом.
Риторические вопросы нужно специально вставлять в речь при ее написании.
И тренировать, тренировать на репетициях перед выступлением.
Обратим внимание на взгляд оратора.
Смотреть или видеть?
Можно и глазеть. Но лучше – видеть.
Что видеть?
Всё!!!
Абсолютно всё.
И всех!
Посмотрите, кто как сидит.
В каких позах? Что выражают тела? Спокойствие? Желание сидеть и слушать? Или быстрее уйти?
Читайте лица. На них написано всё.
Если, конечно же, есть навык читать по лицам.
И есть время эти лица читать. И есть смелость эти лица читать. И нет страха, смотреть в эти лица.
Если навыка нет – его нужно приобретать.
Практическим способом, конечно же. На это есть соответствующие упражнения.
Если есть страх – значит, еще нет опыта; или нет должной философии в голове. В общем, это отдельная тема – все вопросы к тренеру.
Смотреть нужно прямо. Именно прямо. И видеть всех.
Мне часто возражают. Мол, привык я смотреть иначе. Мне это несвойственно.
Мол, читал я книги, в которых написано про «глазо-двигательные паттерны»; и когда я вспоминаю – я смотрю влево и вверх, так что ничего тут не поделать, психологию не исправить…
На что я, опираясь на практический опыт более тысячи своих учеников, отвечаю.
Что я специалист, как в НЛП, так и в других областях практической психологии. Что можно выработать и другую привычку: смотреть прямо, при этом и думать, и вспоминать, и говорить экспромтом.
Этот новый навык вырабатывается очень и очень быстро, стоит лишь поупражняться. Подтверждено многочисленной практикой, я даже не помню исключений.
Проходит время – и со мной соглашаются.
Зрительный контакт начинается когда?
С той самой секунды, когда оратор появился перед людьми. Еще нет никаких слов. Оратор выбрал точку пространства. И оттуда посмотрел на зал.
Первая пауза.
Оратор знакомится взглядом с аудиторией. Окидывает всех взором. Ждет внимания. Вступительная пауза. Зал затихает, видя требовательный взгляд оратора. Гул замолкает. Появляется тишина. И только в этой тишине звучат первые слова приветствия.
Здравствуйте!…»
Что нужно сделать после приветствия?
Правильно – паузу. Услышать отклик зала.
Диалог начинается…
Видео. Хороший пример выступления. Барак Обама выступает перед студентами.
Как это отрабатывать? Только на практике.
Например, в тренинговой группе, где оратор тренируется «на кошках», а «кошками» являются добровольные участники. Они терпеливо выслушивают оратора и дают ему подсказки. Чувствуется ли, что оратор говорит именно им, происходит ли невербальный диалог.
Можно выступать и перед телекамерой. Вести диалог с воображаемым зрителем там, за объективом камеры.
Но к этому времени желательно уже иметь навык работы с группой. И обращаться к камере, как к одному участнику такой группы. Если не натренироваться – может получиться неестественно, наигранно.
Обучиться бессловесному общению с аудиторией почти невозможно при индивидуальном обучении. Почти невозможно при обучении перед зеркалом. Или только перед камерой. Нужны живые люди. Разные люди. Нужен их живой отклик.
А напоследок — хорошее видео о том, чем испуганный оратор похож на сову.
- И подписывайтесь на наш YouTube-канал. Там много интересных видео.
Мои комментарии:
Сидит сова. Самая обыкновенная. К ней подносят сову поменьше, сипуху. Наша сова решает показать свое превосходство, и у нее это получается красиво.
Но вот, к сове подносят более крупного хищника — филина. Филин сидит спокойно на руке человека. Но что же сталось с нашей совой? Как же она преобразилась?
Очень часто испуганный оратор похож на такую вот испуганную сову.
С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.