Оратор
Кто такой оратор? Можно ли оратором назвать любого человека, выступающего перед людьми?
— К сожалению, нет. Не любого мы назовем оратором. Почему?
Кто оратором является, а кто нет?
Пример. Представьте, преподаватель читает лекцию студентам. Его слушает несколько человек первого ряда, еще часть студентов делают вид, что конспектируют, остальные — занимаются своими делами. Не придуманная ситуация? Такое ведь бывает?.
Почему этого преподавателя мы не назовем оратором?
- Потому что, если бы он был оратором – его бы слушали все! (или почти все).
- Оратор видел бы всех, включая тех, кто делает вид, что слушает, но занимается другими делами.
- Оратор привлек бы внимание к себе.
А чем отличается оратор от выступающего?
Тем же, чем мастер отличается от дилетанта.
Каждый из нас готовил на кухне, но не каждого мы называем поваром или кондитером.
Выступающий может знать все об ораторском искусстве, но это не сделает его оратором, как не сделает кулинаром того, кто прочитал кулинарную книгу.
Кондитером мы назовем того человека, который умеет делать вкусные торты.
А не того, кто надел фартук и поварской колпак.
Оратором мы назовем человека, умеющего делать такую речь, которой публика будет наслаждаться. Приятную и для слуха, и для глаз, и для ума.
Что нужно сделать, чтобы стать оратором?
Нужно обучиться риторике. Освоить ораторское искусство.
Так же?
Оратор
Какой он, оратор?
Оратор всех видит. Всех, даже если в зале очень много человек.
Настоящий оратор всех чувствует. Кто как относится к речи: кому речь нравится, кому не очень, кому совсем не нравится.
Оратор привлекает внимание. К себе. К теме выступления. Усиливает и ослабляет это внимание.
Также, оратор следит за восприятием речи. Замедляет ее или убыстряет.
Оратор говорит ясно и понятно. И слушатели не только понимают эту речь, но и запоминают, в виде слов или образов.
С оратором не скучно. Никто не замечает, как проходит время.
Смотреть на оратора – удовольствие. Потому что сам оратор получает от выступления удовольствие.
Как же стать оратором?
Есть такая наука, которая называется риторикой. Но, как и любая наука, риторика – скучна. По книге ее выучить сложно.
Как цветы и ботаника.
Ботаника — тоже сухая и скучная наука. А выращивание цветов – увлекательнейшее занятие. Юные цветоводы выращивают цветы без ботаники, но если появляются проблемы – тут же обращаются к науке. И только тогда ботаника становится интересной и полезной.
Выступать можно тоже без риторики. Юные ораторы так и делают. Когда речи лёгкие, а слушатели благодарные – выступать легко даже без особых знаний. Риторика пригождается позже, когда темы выступлений скучные, слушатели нетерпеливые, ответственность большая, права на ошибку нет.
Вот тогда помогает риторика. Ведь такие же самые проблемы изучались ораторами две-три тысячи лет назад. Со времен Цицерона и Демосфена ничего в риторике существенно не изменилось.
Слушатели остались теми же. Немножко умнее и немножко нетерпеливее. Но такими же. Они хотят наслаждения для ума, для слуха и для глаз, как утверждал Цицерон.
С чего начать обучение ораторскому искусству?
Ораторскому искусству учатся
Оратор обладает многими навыками.
Математик оперирует цифрами, танцор владеет движениями, художник представляет образы и переносит их на холст…
А оратор?
Оратор представляет свою речь, как она будет произнесена. Он ощупывает каждое слово, прежде чем его произнести.
Конечно же, не сразу оратор этим овладевает. Юные ораторы говорят все подряд, не особо задумываясь над словами. Этот навык приходит с опытом. От необходимости говорить так, чтобы слушали.
Оратор не только видит каждого человека, но и чувствует его в этот момент.
Этот навык тоже приходит с опытом. Но, жаль, не всем. Без этого чувства сложно управлять аудиторией.
Оратор имеет в своей памяти много рассказанных шуток, притч, историй.
И в нужное время они сами приходят на ум, помогая развеселить аудиторию. Это тоже результат практики. Нужно не только читать истории, притчи и анекдоты, но и часто их рассказывать, чтобы они запоминались в состоянии выступления.
Оратор владеет жестами и всеми движениями тела.
Как ими владеет танцор. Как ими владеет акробат. Сначала движения изучаются, отрабатываются, доводятся до автоматизма, естественности. Во время выступления он уже не думает о своих движениях, и нисколько не сомневается в том, как он выглядит со стороны.
Оратор не выступает — он разговаривает с людьми.
Как с лучшими друзьями. Это диалог, даже если в зале тишина. Спикер видит отклик каждого своего слова в глазах, улыбках, кивках… Впрочем, есть и другие невидимые глазу нити, связывающие каждого зрителя с оратором.
Как этому научиться?
Этому можно научиться только на практике. Выступать, выступать, и еще раз выступать!
И чем раньше начать обучаться — тем лучше!
Совершать ошибки (полезно, в исследовательских целях), натыкаться на проблемы. Искать ответы в мудрых книгах или спрашивать у опытных ораторов. И снова – выступать!
Оратору полезно овладеть очень многими навыками.
Некоторые навыки, явно спикерские: слова, интонации, жесты, экспромт, эмоции и другие… Некоторые навыки берут корни из других наук. Оратору полезно знать философию и психологию. Актерское мастерство тоже не помешает. Эрудиция тоже будет большим плюсом.
А как же оратор без здорового и красивого тела? Спорт просто необходим оратору.
Так можно перечислять многие науки, которые будут полезны оратору. И чем больше навыков у оратора – тем лучше он будет выступать.
Но если юный оратор еще не знает все-все и не овладел всеми навыками?
Так появляется стиль оратора. Кто-то основывается на красивых словах, кто-то на красивых жестах. Кто-то выступает только с подготовленными и отрепетированными речами, а кто-то научится думать над словами во время речи, и поэтому может позволить себе полный экспромт.
Но критерием выступления оратора, все же, будут не эти навыки, а реакция людей на речь. Можно уметь не так уж и много, но произвести впечатление на публику. Воспользоваться минимумом навыков, но получить максимальный результат.
Аудитория платит оратору эмоциями, вопросами и аплодисментами. Не замечается время, проведенное вместе с хорошим оратором.
Со стороны кажется, что выступать очень легко. Так оно и есть.
Хорошему оратору выступать легко.
Так же, как хороший художник рисует портрет. Как хороший музыкант играет на инструментах.
Пришла знакомая, села за мой синтезатор сыграла «Лунную сонату». Легко и непринужденно. Казалось бы, что может быть проще? Пальцы скользят по клавишам. После нее попытался я. Почему-то не получилось. Никак. При том, что я знаю ноты и умею играть.
Но ведь просто уметь – мало для мастерства.
Многие люди выступали на сцене. Но не каждого из них мы назовем оратором.
В завершении статьи напишу, что мы обучаем ораторов, как на живых тренингах (это лучший вид обучения), так и онлайн (индивидуально по Скайпу). Если вы имеете возможность приехать на тренинг — обучим ораторскому искусству. Если такой возможности нет — записывайтесь на онлайн обучение:
Если не хотите обучаться — читайте дальше. На этом сайте есть много полезной информации, как для начинающих ораторов, так и для опытных спикеров. Читайте следующую страницу книги или выбирайте интересные страницы по оглавлению книги.
С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.
/ Оратор / Кто такой оратор Статья /