Страх выступлений. Как преодолеть страх. Как бороться со страхом.

Что делать, если страшно выступать?

Страх выступлений / Страх публичных выступлений / Страх выступлений перед публикой / Как побороть страх выступлений? / Что делать со страхом выступлений / Пять советов борьбы со страхом выступлений / Преодоление страха выступлений Как побороть страх. Преодоление страха. Страх выступлений. Страх публики. Страх выступать. Борьба со страхом. Методы борьбы со страхом.

Оратор не думает от том, как побороть страх… Так же, как пловец не борется со страхом воды… Но ведь все когда-то не умели плавать…

А ведь действительно выступать — страшно! Я это хорошо помню.

  • С детства слышал фразу «От страха трясутся коленки». И вот, девятый класс, вечер химии в школе. Я вышел (речь помнил назубок). И вдруг: как затрясутся коленки. И такая крупная дрожь! И мне казалось — вся школа это видит…

Да, страшно.

И что же делать?

Лучший способ борьбы со страхом

Конечно же, когда человек не умеет плавать — ему страшно оказаться в воде на глубине. Когда парень не знает элементарных приемов рукопашного боя, ему страшно пройти мимо подвыпивших подростков. Страшно тогда — когда не умеешь!

А когда уже хорошо владеешь лыжами — хочется горку круче и длиннее. Когда умеешь танцевать  —  занимаешь место в самом центре дискотеки, с самой красивой девушкой. А почему бы и нет?

Так от чего же страшно выступать? От незнания или от неумения?

Об этом — далее.

«Я не трус — но я боюсь…»

СТРАХ

Как не бояться выступать. Страх выступать. Борьба со страхом. Страх выступлений. Методы борьбы со страхом. Как побороть страх. Преодоление страха. Страх выступлений. Страх публики.

Чтобы не бояться выступать — нужно уметь это делать. А чтобы уметь — нужно учиться, практиковаться, выступать. Страх — от незнания, неумения, неизвестности.

Сначала несколько предложений о страхе, как таковом.

Не только о страхе выступлений, а о страхе в общем. Потом будет хорошая практическая техника. И в самом конце — интересное видео.

Одной из (рассматриваются не все причины) главных причин страха, как такового, является отсутствие информации в подсознании. То есть, информации ровно ноль. Или почти ноль.

  • Пример. Когда заходишь в тёмную комнату, и ничего не видишь, то есть, имеешь ноль зрительной информации, то страшно. Ничего не видно — поэтому и страшно. А если еще и ничего не слышно — еще страшнее. Знаете ли, такая звенящая тишина. Жуть. А если это комната не ваша, или это вовсе и не комната?

Это отсутствие информации заполняется чем угодно … (нехорошим).

  • И воображение начинает дорисовывать ужасные картины из всего того, чего вы боитесь

И подсознание заполняется информацией. Но какой? Если вы боитесь монстров, то в темноте Вам покажутся страшные монстры. Если вы боитесь насилия – сзади вы почувствуете чье-то приближение. Если…

  • Сами догадались, чем это можно продолжить.

Но, как только видимость появляется, уже не страшно. Уже, хоть что-то, видно.

  • Но, только при условии, что это увиденное Вам известно и понятно. А если не известно — то есть опять нет информации — то страх продолжается. Или усиливается.

А теперь — касательно страха публичных выступлений.

Не бояться выступать. Страх выступлений / Страх публичных выступлений / Страх выступлений перед публикой / Как побороть страх выступлений? / Что делать со страхом выступлений / Пять советов борьбы со страхом выступлений / Преодоление страха выступлений / Как преодолеть страх в ораторском искусстве /

Поначалу — всем страшно. Даже читать с листика -страшно, особенно когда не знаешь, как это делать. Но скоро все станут ораторами и забудут о своих страхах

Если вы никогда не выступали перед большой аудиторией, то у Вас об этом выступлении информации почти ноль.

  • Вы не знаете, вернее ваше подсознание не ведает, что делать в такой чрезвычайной ситуации. И от этого находится в сильном напряжении, ожидая ежесекундно какой-нибудь неприятности. «Доброе» воображение выкладывает все наихудшие предположения в черно-грязных тонах.

Хочется спрятаться или убежать. А вот выступать не хочется.

  • Знакомо?

Что делать?

Первое. Не допускайте пессимистичных и негативных мыслей.
А именно. Перестаньте бесплодно переживать! Займитесь делом! Например, репетицией. И если, все же, просачиваются негативные мысли, не нужно их смаковать во всех спектрах вашего воображения.

Второе. Заполните воображение радостными и удачными картинками.

А именно. Представьте, ваше выступление пройдет очень успешно. Что Вам будут аплодировать! Представьте это зрительно, в ярких красках. Представьте зрительный зал, восхищенных людей, слушающих Вас, услышьте их аплодисменты. Представьте себя со стороны, себя, выступающего красиво и уверенно.

  • Только не переусердствуйте! Иначе начнете волноваться в другую сторону.

Риторика онлайн

Далее. Страх выступления. Когда он появляется? Перед выступлением. Еще ничего не произошло, а страх появляется, потому что мы моделируем будущее. Страх – в будущем.

Страх может жить и в прошлом, когда мы вспоминаем все неудачи по поводу наших выступлений.

  • Если, конечно, таковой опыт существует.

Но есть ли страх в настоящем? В настоящем страха фактически нет.

Поэтому, третье. Перестаньте беспокоиться о будущем, которого еще нет, и вспоминать прошлое, которого уже нет. А займитесь делом настоящим. А если Вам и захочется подумать о том, что будет – допускайте только оптимистичные предположения.

  • Мысли об удаче – приносят удачу.

Четвертое. Сделайте каждую деталь выступления знакомой Вам.

Ведь страх — это отсутствие информации в подсознании, отсутствие реального опыта.

Что конкретно сделать? Нужно познакомиться со своей речью, прорепетировать, почувствовать ее.

  • Полезно это записать на видео и посмотреть. Можно несколько раз, пока Вы не привыкнете к своей речи.

 

Полезно познакомиться с залом, до выступления, зайти в него, постоять, привыкнуть. Репетировать, конечно, лучше в нем, если это, конечно, возможно.

  • Нужно узнать, кто будет присутствовать. Идеальный вариант, если Вы с этими людьми познакомитесь заранее, поговорите. Но это идеальный. В реальности, как получится, но по максимуму ознакомьтесь с вашими слушателями заранее.

Пятое. Знания. Как утверждал Дейл Карнеги: «Страх рождается от невежества». Отсутсвие знания «как выступать грамотно» дает пищу для множества переживаний. Приобретите эти знания. Один раз выучите азы риторики — и больше не переживайте, «правильно ли вы выступаете».

  • И просьба: оставьте, пожалуйста, комментарии к тем статьям, которые Вам понравились! Очень нужно!

Техники борьбы со страхом. Страх выступать. Борьба со страхом. Страх выступлений. Методы борьбы со страхом. Как побороть страх. Преодоление страха. Страх выступлений. Страх публики.

Мы не боимся выступать! Мы любим выступать! Мы — хотим выступать!

 

 

 

 

 

Практическое упражнение

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ

Это одна из действенных техник работы со страхами в ораторском искусстве.

Сказать вслух то, чего ты боишься.

  • Я боюсь выступить перед «такой-то» аудиторией.

Обязательно нужно уточнить, перед какой именно аудиторией страшно выступить, а не сказать в общем.

  • Я боюсь выступить перед этой аудиторией.

Меняем слово «боюсь» на слово «хочу!». И проговариваем несколько раз.

  • Я хочу выступить перед этой аудиторией.

Важно, чтобы это «хочу!» было с восклицательным знаком, а не просто «ну, хочу».

Вот еще несколько примеров рефреминга

  • Я боюсь выступить самой первой.
  • Я хочу выступить самой первой.
  • Я боюсь выступить сейчас.
  • Я хочу выступить сейчас.
Не боятся выступать. Страх выступлений / Страх публичных выступлений / Страх выступлений перед публикой / Как побороть страх выступлений? / Что делать со страхом выступлений / Пять советов борьбы со страхом выступлений / Методы Преодоление страха выступлений Риторика Как преодолеть страх в ораторском искусстве /

Чтобы не бояться делать жесты — нужно научиться это делать красиво.

Понятно, что для того, чтобы хорошо выступить – нужно обучаться. К примеру, если человек не умеет плавать – бесполезно бороться со страхом, нужно учиться плавать, а не заниматься рефремингом. Если человек не умеет выступать – нужно учиться выступать.

Оратору рефреминг нужен лишь тогда, когда появляется страх. У опытного оратора страх не возникает. Потому что у него есть опыт, а это – лучшее лекарство от страха.

Эта техника не нова. Многие люди давно ею пользуются в разных сферах. Этот метод используется, так же, в НЛП и других направлениях практической психологии.

Вот чего боюсь – то и заменяю с «боюсь» на «хочу».

  • Я боюсь пойти на курсы риторики….
  • Я хочу пойти на курсы риторики! 🙂

Риторика онлайн

Напоследок посмотрите чудесное видео. Джо Кован рассказывает, как он преодолел страх выступлений.

  • (внизу этой статьи приведен полный текст этого выступления Джо Кована)

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую статью →

↑ Подняться в Оглавление книги 

Текст выступления Джо Кована:

Я боюсь выступать. Я всегда боялся сцены не просто немножко, а очень множко. Это не имело никакого значения, пока мне не стукнуло 27. Именно тогда я начал писать песни, но играл их только для себя. Если я знал, что соседи со мной в одном доме, я начинал нервничать. Несколько лет спустя просто писать песни стало недостаточно. Я хотел поделиться с людьми всеми историями и идеями, что знал, но чисто физически не мог это сделать. На меня накатывал этот безрассудный страх. Но чем больше я писал, чем больше практиковался, тем больше мне хотелось выступать. Итак, на своё 30-летие я решил пойти на местный вечер «свободного микрофона», оставив все страхи позади. Когда я приехал туда, всё было уже готово. Там было человек 20 не больше. (Смех) И они выглядели сердито. Но сделав глубокий вдох, я зарегистрировался. Я чувствовал себя довольно хорошо. Довольно хорошо было минут за 10 до выступления, а потом тело взбунтовалось, и волна беспокойства накрыла меня с головой. Когда вы испытываете страх, активизируется ваша симпатическая нервная система. Вы испытываете прилив адреналина, сердце начинает биться чаще, дыхание учащается. Второстепенные системы, например пищеварение, перестают работать. (Смех) Во рту пересыхает, кровь не поступает к конечностям, поэтому пальцы перестают работать. Зрачки расширяются, мышцы сокращаются, шестое чувство подаёт сигналы, в принципе, ваше тело настроено воинственно. (Смех) В таком состоянии сложно играть фолк-музыку. (Смех) Ваша нервная система ведёт себя по-идиотски. Серьёзно. Двести тысяч лет человеческой эволюции, а я до сих пор не могу отличить саблезубого тигра от 20 певцов на вечере «свободного микрофона» во вторник?! (Смех) Мне ещё никогда не было так страшно, как сейчас. (Смех и аплодисменты) Подошла моя очередь, каким-то образом я оказался на сцене и начал своё выступление. Я открыл рот, чтобы спеть первую строчку, и вдруг это ужасное вибрато — знаете, когда голос колеблется — вырвалось наружу. Это было не то прекрасное вибрато, которым обладают оперные певцы, это просто моё тело билось в конвульсиях от страха. Это был кошмар. Мне было стыдно, зал начал нервничать, они сосредоточились на моём страхе. Это было так ужасно. Тем не менее, это был мой первый опыт в качестве автора-исполнителя. Но кое-что хорошее все-таки случилось — я почувствовал крошечный проблеск связи со зрителями, которую я надеялся ощутить. Но мне хотелось бóльшего. Я знал, что должен избавиться от нервозности. В тот вечер я пообещал себе, что буду приходить каждую неделю, пока не перестану нервничать. И я сдержал слово. Я приходил каждую неделю, но, без сомнения, неделю за неделей моё состояние не улучшилось. Всё повторялось каждую неделю. (Смех) Я никак не мог от этого избавиться. Тогда на меня снизошло озарение. Я помню это очень хорошо, потому что не так часто испытываю озарения. (Смех) Всё, что я должен был сделать, — написать песню о своей нервозности. Казалось, что это верное решение для того, кто боится сцены. Чем больше я нервничаю, тем лучше будет песня. Всё просто. Так, я начал писать песню о страхе перед сценой. Во-первых, надо было признаться в наличии проблемы, не забыть о физических проявлениях, о том, что я буду чувствовать, и что слушатель может чувствовать. А во-вторых, принять во внимание мой трясущийся голос: я знал, что буду петь на пол-октавы выше, чем обычно, из-за нервов. Песня, которая объясняет, что происходит со мной, в тот момент, когда это происходит, позволяет зрителям обдумать это. Им необязательно чувствовать себя виноватыми из-за того, что я нервничаю, они могут пережить это вместе со мной, и мы все будем одной большой, счастливой, нервной семьёй. (Смех) Думая о своих зрителях, осознавая и извлекая пользу из своей проблемы, я смог принять то, что препятствовало моему прогрессу, и превратить это в то, чтоб было так необходимо для моего успеха. Песня о страхе перед сценой позволила мне преодолеть сам страх прямо в самом начале выступления. И я смог продолжить и даже сыграть свои остальные песни с чуть бóльшей лёгкостью. В конце концов, со временем я перестал играть эту песню. Кроме случаев, когда я очень сильно нервничаю, как сейчас. (Смех) Вы не против, если я сыграю песню о страхе перед сценой прямо сейчас? (Аплодисменты) Можно мне глоток воды? (Музыка) Спасибо. ♫ Я не шучу, это точно, ♫ ♫ этот страх перед сценой реален. ♫ ♫ И сейчас я перед вами, трясусь и пою, ♫ ♫ скоро вы поймёте, что я чувствую. ♫ ♫ И все ошибки, что я совершу, ♫ ♫ из-за того, что всё моё тело дрожит от страха. ♫ ♫ А вы сидите в зале, и вы в замешательстве, ♫ ♫ но вам не стóит так чувствовать. ♫ ♫ Хотя, может, чуть-чуть. ♫ (Смех) ♫ Возможно, я попробую представить вас без одежды, ♫ ♫ но петь перед голыми незнакомцами, это пугает меня ещё больше. ♫ ♫ Не стоит тратить на это много времени, ♫ ♫ моё тело никогда не было моей сильной стороной. ♫ ♫ Откровенно говоря, я хочу, чтобы вы были одеты. ♫ ♫ Я не имел в виду, что вы абсолютно голые. ♫ ♫ У меня у одного тут проблема. ♫♫ А вы говорите: «Не волнуйся, всё будет отлично». ♫ ♫ Я живу с этой проблемой ♫♫ и знаю, что происходит. ♫ ♫ Ваш совет полезен, но уже слишком поздно. ♫ ♫ Если, конечно, вы не снисходительны. ♫ ♫ Этот язвительный тон не помогает мне петь. ♫ ♫ Но нам не стоит говорить об этом прямо сейчас. ♫ ♫ Ведь я на сцене, а вы в зале. Всем привет. ♫ ♫ И я не высмеиваю взлелеянный, рациональный страх, ♫ если бы я был готов выстоять перед ним, ♫ ♫ всё не было бы так ужасно. ♫ ♫ Если я могу пропеть всё чётко, ♫ ♫ вы знаете, что я избавляюсь от страха медленно, но верно. ♫♫ А, может, на следующей неделе я буду играть на гитаре, ♫ ♫ мой голос будет звучать всё чище, и все будут подпевать. ♫ ♫ Наверное, я просто встану и начну получать удовольствие, ♫ ♫ а мои голосовые связки будут двигаться ♫ ♫ чуть быстрее, чем звук. ♫ (Аплодисменты)

Читать следующую статью →

↑ Подняться в Оглавление книги 

Страх выступлений / Страх публичных выступлений / Страх выступлений перед публикой / Как побороть страх выступлений? / Что делать со страхом выступлений / Пять советов борьбы со страхом выступлений / Преодоление страха выступлений /  Риторика Киев / Как преодолеть страх в ораторском искусстве / 


Комментарии:

Страх выступлений. Как преодолеть страх. Как бороться со страхом.: 3 комментария

  1. У меня планируется выступление перед аудиторией, оно не будет таким массовым, но все же у меня уже начало зарождаться волнение и появляется страх, как себе в этом помочь я не знаю…не знала, прочла данную статью ,мне стало интересно, поможет ли, так вот мне очень понравилась фраза ,о которых стоит всегда помнить: «Перестаньте беспокоиться о будущем, которого еще нет, и вспоминать прошлое, которого уже нет»… вот наверное это очень важно помнить в моменты когда появляется страх!
    Я надеюсь все получится:))))
    Спасибо за статью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *