Почти каждый день вижу людей, которые выступают.
И почти каждый день я вижу ошибки в выступлениях ораторов. Одни и те же грабли, на которые наступает бесчисленное количество выступающих людей.
Многие люди не умеют выступать, и поэтому совершают ошибки при выступлениях.
Кто-то не смотрит на публику, кто-то слишком торопится, кто-то не знает, куда деть руки…
Все люди разные. И все по-разному выступают на публике.
Но мне, профессионалу, видятся одни и те же ошибки. Об этих ошибках и пойдет речь.
Впрочем, если ошибок мало – все хорошо. Но если ошибок много, если они типичные – тут нужно с этими ошибками что-то делать. Уверен, что прочитав эту книгу, вы станете совершать куда меньше ошибок в своих выступлениях.
С уважением, тренер по ораторскому искусству, Болсунов Олег.
Какие ошибки совершают ораторы?
Несколько слов об ошибках ораторов и видеоблогеров.
Меня часто спрашивают: «Ну, как? Какие у меня были ошибки при выступлении?»
Я ведь тренер по ораторскому искусству. Работа у меня такая. И хобби тоже. Обучаю, как на живых тренингах, так и онлайн.
Но я не оцениваю выступления по ошибкам. Мне, к примеру, важнее любых ошибок – положительная реакция публики на это выступление.
Если люди слушают – значит оратор состоялся. Можно этим гордиться. Но если не слушают – какая разница, были ли ошибки?
Даже если ошибок у оратора не было – это не значит, что выступление было хорошим.
Уж пусть лучше будут ошибки. Пусть хотя бы ошибками оратор запомнится.
Выступление без ошибок не гарантирует хорошее выступление!
Но, если людей беспокоят ошибки, то почему бы и не написать об этом книгу?
В этой книге собраны самые распространенные ошибки ораторов и видеоблогеров.
В первых главах собраны ошибки очевидные.
Может, не стоило о них писать? Но такие ошибки совершаются – значит, кто-то о них не знает. Пусть эти очевидные ошибки ораторов будут в книге. А вы, уважаемый читатель, пропускайте банальные слова и листайте книгу дальше.
Потом идут ошибки спорные.
Например, о жестах. Много разных мнений по этому поводу. И заблуждений – тоже.
Далее идут ошибки, которые я таковыми не считаю.
Это опять же, мое личное мнение профессионального тренера, проверенное практикой успешных выступлений.
Еще в книге есть информация, как избежать ошибок.
То есть, по этой книге можно учиться. Пусть это не учебник по риторике – польза от него будет немалая.
Теперь вы будете видеть ошибки других.
Это тоже полезно. Это может стать стимулом решиться на выступление:
“Ведь другие люди выступают, даже с ошибками выступают, причем какими ошибками. А почему я боюсь? Я уж точно буду не хуже.”
С уважением, тренер Болсунов Олег.
Ошибка № 1. Где взгляд оратора?
Куда смотрит оратор?
Первая ошибка – очевидна. Она связана с взглядом оратора.
Вспомните, куда устремлен взгляд плохого оратора?
Вверх, вниз, в окно?
А куда нужно смотреть?
Нужно смотреть в глаза тем людям, которые оратора слушают. Так ведь?
Уважаемый читатель! Возможно, вы являетесь хорошим оратором и всегда смотрите в глаза своим слушателям.
Это хорошо! Тогда вы согласитесь со мной, что это очень важно – видеть каждого человека в зале.
Ко мне на обучение приходят разные люди. В том числе и студенты. И они подтверждают то, что их преподаватели могут вести лекцию, глядя куда угодно: в окно, в пол, на доску, на «любимчиков» из первого ряда.
Часто – просто в потолок.
Учитель занят своим делом – лекцией. А ученики занимаются своими делами.
На уроке у такого учителя можно делать что угодно.
Но есть и другие преподаватели. От их взгляда невозможно скрыться. Стоит только на секундочку отвлечься, как уже пытливый взгляд напоминает: «Не отвлекайся! Слушай внимательно».
Есть такие преподаватели?
Таких преподавателей хочется видеть, хочется слушать.
Оратор должен научиться смотреть прямо в публику.
Всегда видеть зрителей.
Каждому человеку заглянуть в глаза. Переходить взглядом от одних глаз к другим.
Оратор, который не видит публику, подобен слепому человеку. Или человеку, находящемуся в плотном тумане.
Поэтому и страшно выступать. Ведь не видно людей. Не видно эмоций. Не понятно, что думают об ораторе люди.
Такой оратор хочет быстрее рассказать свою речь – и уйти.
Вот и причина спешки. Вот одна из причин страха выступлений.
Зрительный контакт — очень важный навык оратора.
Только по тому, как выступающий смотрит на аудиторию, можно определить, оратор ли это вообще. Без зрительного контакта оратор не может влиять на зрителей, не может добиваться своих целей при выступлениях.
Спокойный взгляд на публику — показатель уверенности в себе человека, показатель психологической зрелости и профессиональной компетенции.
Чтобы наработать навык спокойного взгляда — нужно выступать. Во время выступлений контролируйте себя, не избегайте взгляда с аудиторией. Заставляйте себя смотреть только на людей. Займитесь самообучением. И так действуйте до полного закрепления навыка.
О важности взгляда оратора можно говорить долго. И мы еще вернёмся к этой теме. Рассмотрим другие ошибки.
Посмотрите видео!
Уважаемый читатель! Посмотрите видео, где я рассказываю об этой ошибке на своем Ютуб-канале
Кстати, на этом канале много полезного видео
Ошибка №2. Для чего нужны паузы?
Речь оратора без пауз
Наглядная картина. Видели, как мама кормит маленького ребенка с ложки?
Представьте, как это происходит.
Первое, что делает мама – привлекает внимание ребенка: «Милый малыш, открой ротик!» Так?
Затем мама набирает немного каши в ложку и протягивает по направлению ко рту. Малыш радостно жует.
Когда мама даст следующую порцию каши малышу?
Правильно, тогда, когда малыш не только прожуёт кашу, но еще и проглотит ее.
Что делает мама, пока малыш жует?
Ждет. И думает, сколько каши зачерпнуть ложкой в следующий раз. Так?
Если малыш жует долго – значит, каши можно давать меньше.
Если малыш проглотил кашу сразу – значит, можно увеличить порцию каши в ложке.
Оратор кормит публику.
Только не кашей, а информацией.
Презентации, цифры, графики…
Эту информацию публика усваивает. После каждой порции информации необходима пауза.
Если не делать пауз – информация может не усвоиться. Не восприняться. Или не запомнится.
Каждое предложение – это кусочек информации.
Эту информацию нужно проверить на правдивость. Примерить на себе. Подумать о ее пользе. И только после этого, возможно, запомнить что-то из этой информации.
Паузы дают время на все эти операции.
А если нет пауз, то когда нам думать над словами? Без пауз – сложно. А запомнить услышанную информацию без пазу – еще сложнее.
Хотите, чтобы вас понимали – делайте паузы.
Хотите, чтобы ваши слова запомнились – делайте еще большие паузы.
Пауза – это элемент речи. Паузы так же важны, как пробелы между словами в тексте.
Как точки между предложениями. Как запятые, тире и двоеточия.
Есть обязательные паузы, а есть – произвольные.
Паузы великого оратора Мартина Лютера Кинга
Как вам такие паузы? Не маленькие?
У меня на занятиях бывали случаи (один на сто участников), когда кто-то начинал критиковать подобные паузы. У меня есть готовые ответы на подобную критику. Ведь в данном видео выступление на очень большую аудиторию. В таких случаях паузы нужны именно такие, большие паузы.
Пауза – это инструмент оратора.
И этим инструментом необходимо научиться пользоваться.
Есть паузы, которые нужны оратору.
Чтобы подумать, например, что говорить дальше.
Чтобы привлечь внимание.
Чтобы сделать акцент на важном слове.
Чтобы заинтриговать.
Есть паузы, которые нужны публике.
Обдумать услышанные слова, запомнить…
Оратор должен учитывать всё это. И должен следить, успевают ли люди воспринимать информацию?
По моим наблюдениям большинству ораторов не хватает…
Чего? Нет, не слов.
Не хватает – пауз.
Либо пауз вовсе нет.
Посмотрите видео о пользе пауз:
Ошибка №3. Нужны ли публике мусорные звуки?
Мусорные звуки
Риторический вопрос:
– Что важнее в автомобиле: педаль акселератора или педаль тормоза?
Сложно ответить на этот вопрос.
Без акселератора машина не поедет. Без тормоза лучше никуда не ехать.
Многие ораторы умеют говорить, но не умеют молчать, то есть, делать паузу.
Пауза в речи оратора – как педаль тормоза в автомобиле.
Ораторы легко и быстро набирают темпы своей речи. Но вот «притормозить» или даже «остановиться» многие совсем не могут.
Что сделает водитель, если вдруг на дороге появилась яма, которую объехать невозможно?
Водитель притормаживает, медленно проезжает препятствие и снова набирает скорость.
Что придется сделать водителю, который не может притормозить?
Ему придется маневрировать влево или вправо, вылетать на обочину или на встречную полосу. Если водитель поедет прямо – его машина может потерять колесо на дороге. В любом из этих случаев может случиться авария.
У спикера тоже могут быть непредвиденные обстоятельства.
Неясно выразился. Сказал не то, что хотел. Или не так, как хотел. Или что-то забыл. Бывает?
Оратор начинает «выкручиваться».
Говорить лишнее. Уходить от темы «влево» и «вправо». Произносить пустые слова.
А ведь всего-то нужно остановиться, подумать, найти нужное слово – и продолжить.
Зачем выступающий человек использует «мусорные звуки»?
«Э-э-э…»
Вместо пауз.
– Э… Хочу вам сказать… э… важную речь ммм… то есть слова…
– Э… в общем я подумал, что… э… всем нам нужно… короче, вы меня поняли…
Ниже (видео) — пример речи с мусорными словами и звуками
Чтобы избавиться от «лишних слов», «слов-паразитов», нужно научиться делать паузы.
Мусорные звуки могут быть просто плохой привычкой.
Тогда искоренить их не составит труда.
Мусорные звуки могут быть следствием страха замолчать на публике.
Тогда полезно научиться говорить на публике вперемежку с молчанием, то есть, с паузами. Научиться этому не трудно.
Мусорные звуки могут быть следствием невежества или нежелания говорить иначе.
Тут я, увы, бессилен. Как говорится: «Осла можно заставить подойти к реке, но ни один шайтан не сможет заставить его напиться».
Заключительное видео к теме “Мусорных звуков”
Ошибка №4. Где внимание публики?
Выступление без внимания публики
Для наглядности этой ошибки, я продолжу рассказ о маме, каше и малыше.
Напомню: мама кормит малыша и следит внимательно за порцией еды в ложке.
Но! Представьте, вдруг пролетела муха. Малыш отвлекся на нее: «Муха!» Голова малыша поворачивается вслед за летящим насекомым.
Мама будет продолжать кормить малыша? Нет! Она тут же остановится.
Так?
Если мама не будет внимательной, то ее ложка попадет туда, где только что был рот – в ухо.
Внимательная мама сначала привлечет внимание ребенка, убедится в том, что можно продолжить кормление, и, только после этого, продолжит кормить кашей ребенка.
«Это понятно? – тогда продолжаем».
Конечно же, таких мам не бывает, которые могут угодить ложкой в ухо. А ораторы, которые слепо кормят публику, бывают. Так ведь?
К сожалению, такие лекторы встречаются даже в институтах.
Оратор должен следить за вниманием публики.
Зорко следить.
И, если это внимание исчезло, необходимо сделать все возможное для привлечения внимания публики. А уже потом продолжить свою речь.
Что может сделать оратор, если его не слушают?
Что?
Сделать паузу. Замолчать.
Смысл говорить – если, все равно, никто не слушает?
Оратор должен следовать принципу: «Нет внимания – нет информации!»
Как же привлечь внимание – об этом отдельный разговор. Долгий и подробный. Сейчас мы лишь разбираем ошибки ораторов.
Ошибкой является продолжение речи без внимания публики.
Зачем говорить – если вас не слушают? Зачем разбрасывать слова на ветер?Уж лучше замолчать, нежели продолжать речь.
Оратор должен остановиться. Привлечь внимание.
Например, словами: «Коллеги, прошу внимания!».
Причин для отвлечения внимания у публики может быть очень много.
К примеру, кто-то опоздал на лекцию и шумно заходит в зал, хлопая дверью. Наверняка, большая часть публики повернет голову к двери и частично отвлечется от слов оратора. На несколько секунд внимание публики исчезнет.
Личное дело каждого оратора, как на это реагировать.
Можно сделать замечание, можно отшутиться, можно не заметить. Это не важно.
Важно – вновь собрать внимание публики. Убедиться в этом внимании. И, только после этого – продолжить свою речь.
Посмотрите видео:
Ошибка №5. Как читать текст перед публикой?
“Правильное и неправильное” чтение
Да?
Согласитесь, читающий оратор – печальное зрелище.
Не всегда, есть, конечно же, исключения.
По этой причине, многие мои клиенты высказывают предположение, что лучше не читать, а говорить экспромтом.
Согласен.
Но только наполовину.
Нужно уметь читать текст перед публикой.
Такие ситуации бывают. К этому нужно быть подготовленным. И полезно научить читать текст так, чтобы все слушали. Чтобы никто не отвлекался.
Публичное чтение (чтение перед аудиторией), сложнее обычной речи, и требует особых навыков.
Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.
И читать, и видеть тех, кому читаешь текст.
И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.
Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.
Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.
Вспомним наши “замечательные” лекции в институте…
Так как же читать с листа, не теряя зрительного контакта с публикой?
Важная техника: читайте во время паузы, а когда говорите – смотрите в зал. И так попеременно.
Когда вы держите паузу – нужно смотреть в текст. Когда говорите слова – нужно смотреть в глаза своим зрителям.
Вот хороший пример, как оратор читает с листа.
А ведь на этом видео Барак Обама читает свою речь. Читает, даже листики переворачивает. Но это не заметно. Кажется, что сейчас Обама просто разговаривает с журналистами, а не читает.
Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.
Можно эти техники отработать самостоятельно. Лучше – записаться на курсы ораторского мастерства в своем городе.
Если таких курсов нет – записывайтесь к нам на онлайн-обучение. Для начала можно просто попробовать
Смотрите Видео. Как читать текст перед публикой.
- И подписывайтесь на наш YouTube-канал. Там много интересных видео.
Ошибка №6. Как выступать за трибуной?
Ошибка №6.
Оратор за трибуной
Трибуну придумали – как место выступления оратора.
На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну можно опереться, заняв делом свои руки.
За трибуной выступать проще.
Но!
Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.
Это – преграда. Как визуальная, так и энергетическая. А зачем это нужно выступающему оратору?
Второе. Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.
Да, плохому оратору, не умеющему жестикулировать – это помощь. Хорошему – ограничение возможностей.
Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя безопаснее.
У него есть своя “территория” – трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория – зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.
Главное.
Не опирайтесь на трибуну! – это одна из самых распространенных ошибок ораторов, выступающих за трибуной.
Не опирайтесь на трибуну. Иначе вся ваша энергия уйдет в трибуну.
А куда эта энергия должна направляться? – Правильно, в публику.
Весь вес тела должен быть на ногах. А руки нужны для того, чтобы делать жесты, а не опираться на трибуну.
Трибуна – не самое лучшее место для оратора.
Передвигайтесь по всей сцене.
Заходите в зал. Перемещайтесь в разных направлениях. Двигайтесь легко и непринужденно. Останавливайтесь. Снова двигайтесь.
Можно даже за трибуной несколько фраз сказать.
Трибуну можно использовать для того, чтобы на нее положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.
Тем не менее, полезно научиться выступать и за трибуной.
За трибуной оратор смотрится красиво, с точки зрения фотографа или видеооператора. И этому тоже нужно учиться.
Некоторым ораторам приходится выступать за трибуной из-за микрофона. Поэтому заранее поинтересуйтесь у организаторов, как можно снять микрофон. Или где взять другой микрофон
Ошибка №7. Длинные предложения. Кому они нужны?
Ошибки в публичных выступлениях
Длинные предложения
Спикерам хочется блеснуть красноречием.
Чтобы все ахнули: «Какой умный человек!»
Это понятно.
Для этой цели пишутся длинные речи, состоящие из многословных предложений.
Такая речь в написанном виде, возможно, вызовет восхищение некоторых литераторов. Но слушать все это крайне сложно. И утомительно.
Устная речь – это не литература. Здесь не нужно особо извращаться.
Не столь важно, как красиво «завернул» свои слова оратор, сколько важно, чтобы публике в этих словах было все понятно.
Это не единственная причина многословности. Если люди, которые просто не умеют лаконично говорить. И это – не ошибка, а неумение.
Лаконичность
Стиль письма и стиль разговорной речи существенно различаются. Если в письме приемлемы длинные сложные предложения с красочными словесными оборотами. То при разговорной речи такие предложения являются не эффективными.
Литература – это искусство написанного слова, а не разговорного.
Такой вид искусства. Художественная литература.
Писатели прошлых веков, старались писать красиво, используя причастные и деепричастные обороты, вставляя в предложение различные фигуры и тропы. Предложения получались длинными, красочными – это считалось истинным искусством.
Никого не смущало большое количество слов в предложении: ведь читать можно медленно, никуда не торопясь, вдумчиво, смакуя каждое слово, и, если что-то будет не ясно, у читателя всегда есть возможность вернуться к началу абзаца, и прочитать текст еще раз.
Так писали многие. Так было принято. Читатель был элитный, образованный – не жаловался. Даже хвастался: «Прочитал такую трудную книгу – не всем по силам».
Откроем, для примера, роман Достоевского «Преступление и наказание», считающееся классикой литературы. Самое первое предложение:
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-му мосту.
Следующий отрывок – из «Анны Карениной» Льва Толстого. Первая страница романа.
На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский — Стива, как его звали в свете, — в обычный час, то есть в восемь часов утра, проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на сафьянном диване. Он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинах дивана, как бы желая опять заснуть надолго, с другой стороны крепко обнял подушку и прижался к ней щекой; но вдруг вскочил, сел на диван и открыл глаза.
Или вот еще, из Льва Толстого, «Два гусара». Всего одно предложение:
В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек,
Вы еще не устали? Дочитываем это предложение до конца:
на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, — в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.
А теперь насладитесь искусством Оскара Уайльда.
С покрытого персидскими чепраками дивана, на котором лежал лорд Генри Уоттон, куря, как всегда, одну за другой бесчисленные папиросы, был виден только куст ракитника — его золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце, а трепещущие ветви, казалось, едва выдерживали тяжесть этого сверкающего великолепия; по временам на длинных шелковых занавесях громадного окна мелькали причудливые тени пролетавших мимо птиц, создавая на миг подобие японских рисунков, — и тогда лорд Генри думал о желтолицых художниках далекого Токио, стремившихся передать движение и порыв средствами искусства, по природе своей статичного.
Красиво? Да?
Но попробуйте это все прочитать вслух так, чтобы вашим слушателям всё было понятно.
Да, конечно же, не все и не всегда писали длинными предложениями. Были и короткие предложения. И были мастера короткой прозы
Чехов, к примеру.
Помните его слова: «Краткость – сестра таланта»?
Современные писатели больше пользуются короткими предложениями. Так проще писать. И, самое важное – так проще читать. Конкуренция на книжных полках вынуждает писателей писать то, что будет читаться.
Нудная литература уже не в почёте.
Если вы, открыв книгу на любой странице, не можете от нее оторваться – там короткие предложения.
И понятные слова.
Не только в письменной речи полезно использовать короткие предложения. В устной речи – тем более важны именно короткие предложения.
Почему же люди говорят длинными предложениями?
Причин много.
Ребёнок подражает взрослым, впитывая манеру говорить. Дети проходят школьную программу, пересказывая наизусть тексты из учебников. Школьники слышат такую речь от учителей, а потом эту речь пересказывают на уроках. Именно так в школе вынуждают писать сочинения – с богатым синтаксисом. Читая художественные книги, мозг школьника надёжно привыкает к словесным оборотам.
Как мы читаем – так мы в этот момент думаем. Чтение и мышление – суть одна и та же.
В результате такого обучения, люди начинают так говорить – длинно и путано. Хуже – они начинают так думать. И не подозревают, что можно думать иначе.
Что делать? Полезно научить себя новому стилю речи – говорить короткими предложениями. И думать. Тоже короткими предложениями.
Не нужно учиться разбивать сложные предложения на простые. Необходимо учиться говорить лаконично: коротко и ясно.
Хороший пример в исполнении Барака Обамы. Короткие предложения. Всё лаконично.
Ошибка №8. Как не стоит отвечать на вопросы публики?
Ошибки при ответах на вопросы
Как бы ни задали вопрос, вы должны на него отреагировать позитивно и доброжелательно.
Можно, конечно же, и не отвечать на вопросы – это ваше право.
Но, раз вы взяли слово для ответа, сделайте это достойно.
Большой ошибкой будет реагировать на вопросы подобным образом:
– Я это уже говорил.
– Это не важно.
– Я удивлен, что вы не поняли.
– Это глупый вопрос.
Кто виноват в том, что публика не услышала слова оратора? Это оратор не смог донести свои слова.
Отвечая на подобные вопросы, удержитесь от реплики:
– Как я уже говорил…
Ничего страшного не произойдет, если вы еще раз повторите свои слова. Такие слова лучше запоминаются.
Если из публики задают вопрос – значит это им важно. И это не может быть «глупым вопросом».
Это еще не всё.
Тема вопросов и ответов – важная. Здесь можно говорить много. Эту тему мы более подробно разбираем на наших занятиях. Используя многочисленные техники, наши ученики учатся хорошо отвечать на любые вопросы или уходить от ответа, если это необходимо.
Тем не менее, оратору, нужно научиться не только отвечать на вопросы, но и уходить от ответа.
Причем, это делать мастерски. Этот навык полезен, и мы изучаем “методы ухода от ответа” на тренингах.
Посмотрите интересное видео, где используются уходы от ответа, в исполнении Р. Карцева и В. Ильченко, по рассказу М. Жванецкого. Получите удовольствие.
Уважаемый читатель! Вы читаете первую главу книги по риторике «Ошибки ораторов», которая называется «Главные ошибки ораторов».
Читайте следующие главы этой книги на страницах этого сайта:
Глава 2. Ошибки в жестах ораторов и видеоблогеров.
Глава 3. Что еще можно приравнять к ошибкам оратора
Глава 4. Что не является ошибками оратора
Глава 5. Как оратору относиться к своим ошибкам.
С уважением, Болсунов Олег.