Уважаемый читатель! Вы читаете третью главу книги «Ошибки ораторов».
Ссылки на предыдущие главы книги:
Глава 1. Главные ошибки ораторов.
Глава 2. Ошибки в жестах ораторов и видеоблогеров.
Глава 3. Что еще можно приравнять к ошибкам оратора
Эти ошибки ораторов не особо видны публике. За них не ругают. Такие ошибки, чаще всего, не замечают. Но оратору важно знать и об этих ошибках.
1. Отсутствие уважения
Посмотрите видео, дополняющее эту статью:
Певец и композитор Крис Де Бург в интервью сказал:
«У меня есть свой подход к публике. Нельзя заставить зрителей полюбить себя, если ты не любишь их. И я их без сомнения – люблю».
Повторю эту гениальную фразу:
Нельзя заставить зрителей полюбить себя, если ты не любишь их.
Уважение.
Много ли уважения к студентам испытывает преподаватель в ВУЗе? Жаль, бывает, что не много. Преподаватели привыкли к уважению в свою сторону. Но уважать студентов…
Так чему же удивляться, что студенты не уважают такого преподавателя? Будет ли студенческая аудитория лояльна к преподавателю? Будут ли слушать? Нет!
Уважение. Прежде всего, оратор должен уважать людей в зале. Искренне.
Уважение должно быть во всем: в мимике, голосе, взгляде, словах, жестах…
Но чаще всего ораторы не задумываются над тем, уважают ли они публику.
Напротив, есть выступающие, которые смотрят на публику «свысока». «Возвышаются» над всеми, пытаются «поучать».
Кроме уважения к публике, есть и другое отношение.
Любовь
Можно публику любить.
Это очень сложно, но возможно.
Можно любить публику. Каждого человека в зале.
Любовь во взгляде, в улыбке, в словах.
Тогда публика ответит тем же – любовью.
И вы это увидите. То, как смотрят в ответ, как улыбаются, как задумываются люди над вашими словами…
Но! Нельзя прислуживать аудитории!
Оратор – не официант! Держаться нужно достойно.
Тонкая грань – не возвышаться и не опускаться.
Оратор не должен занять позицию «Родитель — Ребенок». Тем более нельзя позволить «Ребенок – Родитель». Лучшее взаимоотношение «Взрослый – Взрослый». Это из трансактного анализа, по Берну, если читали.
Оратор может добиваться уважения для себя или для публики.
Случай на концерте Евгения Гришковца, на котором я присутствовал. Концерт уже начался, когда группа опоздавших через весь зал прорывалась к своим местам в партере. При этом поднялся шум, их места были заняты другими людьми. Евгений Валерьевич прервал свой монолог и обратился к опоздавшим приблизительно с такой речью: «Я прилетел из Прибалтики и не опоздал, а вы, живя здесь, рядом, умудрились опоздать. При этом, вы не постеснялись поднять с мест людей, которые не опоздали тоже. Я прошу лишь уважения к тем людям, которые пришли вовремя». И тут же обратился к работникам театра не пускать опоздавших на свои места в партере, а показать им другие свободные места на галерке. Зал отреагировал аплодисментами.
2. Всезнайство
Всезнайство. Или, даже – зазнайство.
Вместо слова “всезнайство” можно вставить другие слова, подходящие по смыслу: важность, самоуверенность и так далее.
Публика не любит зазнайства. И часто пытается поставить оратора “на место”, или же “мстит” оратору за такое поведение.
Если вы, конечно, не гуру.
Полезно об этом подумать 🙂
Делиться знаниями, конечно, нужно. Для того оратор на сцене. Но это не должно выглядеть, как: “Я знаю, а вы – нет! Смотрите, какой я молодец!” 🙂
3. Советы.
Многие признанные ораторы раздают советы.
Они к этому привыкли. К этому привыкла публика. Всех это устраивает.
Другие ораторы, начинающие, берут пример с именитых ораторов и тоже начинают давать советы. Но эти советы, почему-то раздражают публику.
Мал еще, чтобы советы давать!
Постарайтесь избегать любых советов при выступлениях: «И я советую вам…»
Исключением является ситуация, когда оратор – гуру, и его советов публика ждет.
4. Желание понравиться публике
Посмотрите видео, дополняющее эту статью:
Не пытайтесь понравиться аудитории!
Бесполезно!
Все такие попытки вызывают сопротивление публики.
И аудитории вы не понравитесь – это точно, разве что за исключением некоторых отдельных людей. Зато уважение публики потеряете точно.
Таков закон физики: «На каждое действие возникает такое же противодействие».
И чем больше вы будете пытаться понравиться – тем сильнее публика будет «отворачиваться» от вас.
Что делать?
Сделайте так, чтобы каждый сидящий в зале человек понравился вам.
Каждый. Именно – понравился. Вам. А о себе забудьте.
Вот и всё.
Если каждый человек в зале понравится вам – произойдет то же самое в вашу сторону. Вы понравитесь публике.
5. Идеальное выступление
Эта ошибка не приводит к плохому выступлению.
Эта ошибка приводит к плохому настроению. И к нежеланию выступать в следующий раз.
Нежелательно себя настраивать на стопроцентный успех. Не бывает идеальных выступлений, когда получилось на все 100 процентов.
В лучшем случае – 99%, и то, если очень повезет.. Начинающему оратору по силам выступить с 80% успехом, не более. То есть, оратор, желающий 100%-ного успеха, обречен на недовольство собою.
Если вы еще не совсем опытный оратор, рекомендую стремиться к 80%-му результату. В этом случае, и планка высока, и всегда будете довольными собою.
А если вы выступите, к примеру, на восемьдесят пять процентов – вы будете очень рады, ведь получили больше, чем ожидали.
Возможно, стремиться выступить лучше – похвально. Но цели себе лучше ставить реальные.
Я часто вижу таких ораторов, которые недовольны своей речью. Хотя выступили – хорошо. Пользы от такого недовольства мало.
6. Всеобщее внимание
Ошибочно ожидать, что вас обязательно будут все слушать.
Все-все. Обязательно.
Даже опытный оратор не всегда может добиться 100%-ного внимания.
Кто-нибудь, да и отвлечется.
Никто не обязан вас слушать.
Нет такого закона, по которому все-все должны слушать оратора.
Люди – разные. Возможно, кто-то имеет свое мнение, не совпадающее с вашим.
Не огорчайтесь, если вас кто-то не слушает. Не тратьте зря свою энергию на бесполезные попытки заставить всех-всех людей смотреть на вас.
Так бывает, что оратор делает замечания таким слушателям, давит своим положением, авторитетом. В ответ на это получает сопротивление. А вся остальная публика на это смотрит. И, по сути, тратит свое драгоценное время.
Рекомендую те же 80%. Полезно настроиться на то, что вас будут слушать 80% публики.
Но если будут слушать еще больше – вы молодец!
7. Выступление без аплодисментов
Кто из ораторов не хочет получить аплодисменты в конце выступления?
Такая уж сложилась традиция: чем лучше выступление – тем сильнее аплодисменты.
Многие люди искренне говорят: «Я люблю аплодисменты».
Это честно.
Но не все ораторы могут добиться аплодисментов.
И не все ораторы могут их легко принимать.
Многие ораторы уходят раньше, чем зрители начнут аплодировать.
Часто ораторы смущаются при аплодисментах.
Может, не привыкли к благодарности публики?
Аплодисменты могут быть причиной поспешного завершения выступления.
Выглядеть это может как бегство.
Оратору полезно привыкнуть к аплодисментам.
Привыкнуть принимать их достойно.
Уходить полезно на пике аплодисментов.
Научитесь это делать в упражнениях.
После каждого своего выступления на тренировке обязательно дожидайтесь (добивайтесь) аплодисментов. Выдерживайте паузу. Смотрите смело и открыто в глаза зрителей. Получайте удовольствие (вместо смущения).
Уважаемый читатель! Вы читаете третью главу книги «Ошибки ораторов».
Ссылки на другие главы книги:
Глава 1. Главные ошибки ораторов.
Глава 2. Ошибки в жестах ораторов и видеоблогеров.
Глава 3. Что еще можно приравнять к ошибкам оратора
Глава 4. Что не является ошибками оратора
Глава 5. Как оратору относиться к своим ошибкам.