Вступление. С чего все началось.
Можно сказать, что я самый типичный чайник, с точки зрения ораторского искусства, еще со школьной скамьи.
Я никогда не умел выступать. Не то, чтобы совсем. Но мне всегда казалось, что я могу быть кем угодно, но только не оратором.
Нельзя сказать, что я вовсе не выступал. Меня, как и одноклассников, часто заставляли выступать на каких-то мероприятиях. Но мы это делали с крайним неудовольствием.
И на уроках я, конечно же, выступал у доски. Но – это ведь не выступления. Это разговор с учительницей, один на один. Это больше — ответы на вопросы, которые задает учительница.
Если я знал, что ответить – я отвечал. Если же нет – по мне было видно, что я не готовился и ничего не знаю. Не умел я тогда лить воду ни о чем. И мои пятерки шли вперемешку с тройками и двойками.
У доски я смотрел в пол, в потолок или в окно. Куда угодно, только не в класс. Не помню, чтобы я хоть когда-то видел сидящих за партами одноклассников во время своих «выступлений» в классе.
Я не был глупым, даже наоборот. Блистал на уроках математики и физики.
Но с точки зрения ораторства – чайник чайником.
Периодически нас заставляли участвовать в каких-то школьных мероприятиях.
Помню, что это никому не нравилось, все мои одноклассники старались увильнуть от таких мероприятий. Я же был скромным, отказывать не умел, поэтому часто отдувался за свой класс в каких-то мероприятиях.
Это тоже не выступления. Смотрел я обычно на противоположную стенку. Но никак не в зал. Туда смотреть я не любил. Попросту – боялся.
Помню, как во время одного выступления у меня крупной дрожью дрожали коленки. В этот момент я позабыл все на свете, включая то, что учил на тренировках. Стыдно было до жути.
Ораторство — не для меня!
А еще меня удивляли и восхищали те немногие школьники, которые не боялись публики, которые сами лезли что-то рассказать, даже с «большой сцены». Я даже и не мечтал быть таким. Думал — мне это не дано!
Даже обычный разговор small-talk для меня был проблемой.
Почитать, что такое small-talk
В старших классах, выбирая себе будущую профессию, думал, что общаться с людьми – это не для меня. Хотелось что-то тихое, чтобы не общаться и не выступать. ВУЗ должен быть техническим!
В институте я с завистью смотрел на общительных людей. Я им завидовал.
Хотелось найти какую-нибудь книгу по ораторскому искусству для чайников. Но в книжном магазине в то время таких книг не было. Все что я нашел, так это книгу Дейла Карнеги. Она мне очень понравилась.
И именно после прочтения книг Дейла Карнеги я заинтересовался вопросом публичных выступлений и ораторским искусством.
Забегая вперед — я стал оратором, организовывал различные молодежные мероприятия — сейчас тренер по ораторскому искусству. Но это сейчас, а раньше…
Ораторское искусство для чайников
Первые шаги к оратору
Началось с того, что мне повезло: я научился играть на гитаре.
Но очень долгое время я играл и пел сам себе. Очень было волнительно в первый раз спеть в кругу друзей.
Часто так бывало, что я полностью забывал слова к песне, какой-то куплет или часть куплета.
Да, это может показаться удивительным: спеть песню сотню раз и вдруг напрочь забыть слова из-за присутствия других людей. Благо, мне подпевали, и мало кто это замечал.
Если вы играете на гитаре – это может помочь стать оратором.
Потом решился поучаствовать в поэтическом вечере. Мне опять повезло. Нас тренировала чудесная женщина, великолепный тренер. И в итоге я выступил очень хорошо.
Можно сказать – лучше всех. Так понравилось! Это был такой успех. Мне долго хлопали, причем после каждого стихотворения. Первый публичный успех. Но я к нему много готовился. Стихи рассказывал сам себе два дня подряд. Это помимо работы с тренером.
Но все равно я еще оставался чайником.
Стихи – это еще не ораторское искусство. Стихи читать не так уж и сложно – зазубрил слова, заучил интонации, отрепетировал паузы, отточил нужные эмоции. И все.
От других чайников я ничем не отличался.
А таких было много в моем окружении. Мне даже пример не с кого было брать.
Но все же первый успех – он окрыляет. Я показал сам себе, что выступать могу. И могу это делать лучше других. Так чего же я жду?
Ораторское искусство для чайников
Все еще чайник
И с тех пор тема ораторского искусства меня интересовала в первую очередь. Еще одной интересной темой была практическая психология, изучению которой я посвятил большую часть своей сознательной жизни.
Вкратце скажу, что я прошел всевозможные тренинги по практической психологии. Познакомился с Николаем Ивановичем Козловым и Тимуром Владимировичем Гагиным. Стал синтон-практиком и синтон-тренером. Создал клуб практической психологии «Синтон» в своем городе. Овладел техниками Эриксоновского гипноза и НЛП. Хорошо известен в кругах психологов и нэлперов. Но сейчас не об этом.
Прошел и всевозможные тренинги по ораторскому искусству. Много практиковал в своем клубе. И откопал все секреты выступлений.
Этих секретов оказалось много. Сначала их хватило на один курс в 8 занятий. Потом стало два курса по 6 занятий. Сейчас курсов три по 6 занятий. А для тренеров — четвертый.
Могу сказать, что я уже далеко не чайник в ораторском искусстве, но хорошо понимаю тех, кто очень боится выступать.
Ораторское искусство для чайников
Поиск книги по ораторскому искусству для чайников
За все время я не видел хорошей книги по ораторскому искусству для чайников.
Впрочем, не в книгах дело.
Почему таких книг для чайников нет?
Подумайте сами: будет ли мастер риторики выкладывать все свои секреты?
Незачем.
И поэтому в книгах пишутся общие рекомендации. К примеру: «Выступать нужно уверенно. Держаться на публике достойно. Не показывать свое волнение. И так далее».
Помню, прочитав толстую книгу Поля Соппера, я был сильно разочарован. Интернета еще не было, скачать книгу было неоткуда. И потратив на книгу немалую сумму денег, я получил в результате много воды и никакой конкретики. Выступать я не стал лучше. Даже подсказок там не было никаких. Я покупал и другие книги. Но результат чтения многостраничного материала был мизерный.
Не буду перечислять авторов книг с громким заголовком «Ораторское искусство» или «Риторика», в которых кроме скучной теории не нашлось практических рекомендаций. Кроме Дейла Карнеги мне никто особо ничего не подсказал.
Впрочем, мне понравился раздел об ораторском искусстве в одной из книг Литвака «Если хочешь быть счастливым». Кратко и емко были предложены действительно полезные советы в разделе «Психология публичного выступления». Можно поискать и скачать бесплатно, наверняка.
Сейчас есть хорошие книги. Но издаются они маленькими тиражами, и поэтому на полках больших книжных магазинов их не найти.
И мне сейчас сложно оценить качество содержания книг современных писателей, потому что сам я уже давно не новичок и не могу оценить пользу от книги со стороны полного чайника.
Впрочем, можно скачать такие книги бесплатно в Инете и почитать. Теория — полезна. А практика…
Хочется написать книгу об ораторском искусстве для чайников. Есть уже многие главы. Но пока, извините меня, это еще только в проекте.
Да и какая бы ни была книга, она не заменит живого тренинга.
Это точно так же, как скачать книгу по танцам. Можно месяц читать то, чему обучат за один вечер на тренинге.
С другой стороны понимаю, что есть люди, которые уже выступают, но им сложно выбраться на тренинг из-за больших расстояний или из-за нехватки времени. Им бы почитать книгу было бы куда полезнее, нежели выступать плохо. Многие ошибки оратора возникают из-за незнания. Вот тут бы пригодилась книга.
Ораторское искусство для чайников
Советы начинающим ораторам от бывшего чайника
Что бы я посоветовал любому человеку, не умеющему выступать?
Первое, чтобы я посоветовал – не тратить время на поиск хороших книг, на поиск бесплатных уроков. (К созданию коих я тоже приложился).
Не стоит тратить время. То, чему самостоятельно можно научиться за год, на тренинге участники получают за несколько занятий.
Впрочем, можно скачать такие книги, чтобы полистать и убедиться в том, что читать придется много-много, потому как книг по риторике сейчас множество.
Если посмотреть, сколько времени я потратил на ораторское искусство – получатся многие годы. Всему этому мы обучаем на тренинге за два-три месяца.
Да, может кому-то тренинги могут показаться дорогими. Но ведь, в конечном счете, не в этом проблема. К примеру, на моих занятиях обучались бесплатно студентки, помогавшие мне в администрировании или рекламе тренингов. Кто-то помогает мне с сайтом, кто-то с рекламой.
Кто хочет заниматься – находит возможность. Кто не хочет – находит причину.
Совсем недавно я общался с редактором издательского дома на тему написания книги по ораторскому искусству. На что мне был дан ответ, что на тему риторики книг больше, чем достаточно, и что издательство это не интересует. Нужны другие книги.
Поверю. И книгу по публичным выступлениям для чайников напишу позже. А сейчас можно почитать полезные статьи на эту тему на страницах моего сайта в соответствующих рубриках.
Ораторское искусство для чайников
Жесты для чайника
Это, наверное, первое, что у меня спрашивают начинающие ораторы – делать или не делать жесты?
И я понимаю данный вопрос.
Если почитать книги по ораторскому искусству, и сделать среднюю выборку, то большинство авторов советуют жесты не делать. А если и делать – то крайне осторожно. Многие авторы пугают читателей «излишней жестикуляцией», которая может испортить выступление.
Причем, авторы приводят вполне логические доводы и реальные примеры, с которыми можно согласиться.
Впрочем, можно в Ю-тубе наткнуться на таких ораторов, которым хочется руки связать и не развязывать. Так что опасения авторов книг имеют место.
Я же советую жесты делать. Но при условии…
И об этом и пойдет дальнейший разговор.
Функций у жестов много. Одна из них – привлечь и удержать внимание публики. Жесты с этим хорошо справляются.
Все движущее привлекает внимание публики. Красивые жесты и, тем более, некрасивые хорошо привлекают внимание зрителей.
Этим нужно пользоваться, и включать жесты в то время, когда нужно усилить внимание публики.
Если же внимания и так достаточно, жесты можно уменьшить.
Если выбрать две крайности: не делать жесты вовсе и делать их плохо – я бы выбрал не делать жесты. Но если жесты хоть как-то хороши – лучше жесты, нежели их отсутствие.
По поводу жестов
Запишите свои жесты на видео, можно на телефон. Покажите его своим друзьям. Если они не скажут: «Какой ужас!» или «Больше так не делай!», значит – выступайте с жестами.
По моим наблюдениям, 90 % человек должны без опасения использовать свои жесты в выступлениях. Наверняка, вы находитесь их числе. Если нет – извините.
Ораторское искусство для чайников
Взгляд оратора
Еще один распространенный вопрос от начинающих ораторов: «Куда смотреть?»
По этому вопросу тоже много заблуждений. Есть очень много уважаемых мнений от многочисленных авторов, с которыми я не могу согласиться. Но эти мнения есть.
И эти мнения логичны, подтверждены примерами и случаями из жизни. И с ними сложно не согласиться. Потому что авторы этих рекомендаций сами используют предложенные методы на практике.
Но я тоже практик. И тренер риторики.
Так все-таки, куда же нужно смотреть оратору?
Не важно, чайнику или мастеру
Когда такой вопрос задается на тренинге, всегда находятся участники готовые на него ответить. И со знанием дела они советуют «выбрать кого-то в зале, и рассказывать ему».
Я как тренер не соглашаюсь с этим приемом.
Этот прием действительно снимает «проблему», и может оказаться спасительной «палочкой-выручалочкой». Но такой прием мешает обучаться ораторскому мастерству.
Это – как костыль. Научившись опираться на костыли, начинающий оратор рискует никогда не научиться ходить самостоятельно.
Касаемо взгляда, приводят и такую технику: смотреть поверх голов зрителей, тогда будет казаться, будто-бы оратор смотрит на всех.
И здесь я не соглашаюсь, как тренер.
Впрочем, соглашаюсь, что есть такие преподаватели, которые таким образом даже читают лекции в ВУЗах. Но не буду я таких лекторов называть ораторами.
Посмотрите видео:
Ораторское искусство для чайников
Так куда же смотреть оратору?
Все очень просто. Зрители смотрят на оратора. А оратор смотрит на зрителей. Все честно и справедливо. Каждый зритель смотрит на оратора. Оратор смотрит на каждого человека в зале.
Лучше всего смотреть в глаза людям. И добиваться взглядов в ответ.
Вот в этом месте бывают споры. И часто эти споры не в мою пользу. Особенно с теми людьми, которые боятся смотреть в глаза.
Но таких споров не возникает у меня на тренинге.
Почему? Потому что после трех упражнений все участники легко смотрят в глаза друг другу, а через время – в глаза любому человеку. Но это – на тренинге.
А со страниц книги такое рекомендовать сложно. Куда более приемлимо читателю прочитать, что смотреть нужно на заранее знакомых людей. А если рассадить этих людей равномерно в зале – всем будет казаться, будто вы рассказываете всем людям.
Вот такой вот цирковой трюк. Мы обманули зрителей. Притворились, будто смотрим на всех, а на самом деле – только на своих друзей. Какие мы молодцы!
Представляю горнолыжника, который не видит всей своей трассы. Представляю волейболиста или футболиста, который не видит всего поля и игроков.
А теперь представьте оратора, который уже несколько минут выступает, но еще ни разу не взглянул вам в глаза. Лично мне такой оратор не понравится, и я займусь тут же своими делами. А вы?
Многим кажется, что оратор – это источник информации, а публика – приемник. Не верно. Оратор, настоящий оратор – это и источник, и приемник, так же как и публика.
Представьте себе друх игроков в пинг-понг. Представили? Два человека посылают друг другу шарик. А теперь представьте, что один игрок – оратор, а второй – публика. А шарик – информация.
Эта информация может быть из слов, жестов, мимики, эмоций, звуков. Кивок головы, одобрение или неодобрение, улыбка, гримаса – это то, что посылается публикой в сторону оратора в ответ на его слова и эмоции.
И в этой игре – очень важно хорошо видеть. Видеть и всех, и каждого.
Видеть, кто какой шарик посылает в вашу сторону. Видеть, как мы посылаем свой шарик, в какую сторону.
Но как этому научить со страниц книги? Вот и приходится писать: берите костыли! Надевайте шоры! Смотрите – куда хотите, лишь бы в зал. Это куда лучше, чем вовсе не смотреть на публику. Но лично я – протии этого!
Как этому научиться самостоятельно? Сложно что-либо подсказать.
Это тоже самое, что научиться переводить лошадь из рыси в галоп, не имея лошади.
Ораторское искусство для чайников
Паузы оратора
Самая больная тема с новичками.
Когда я рассказываю, что это полезно – мне верят. Но когда дело доходит до практики – начинают сопротивляться. К тому же, приводят доводы весьма аргументировано.
И в книгах часто пишут. Паузы делать нужно. Но делать их – не нужно. Чтобы не было «зависаний». Чтобы публика не подумала, будто бы вы не знаете.
Так делать новичкам паузы или нет?
- Если делать – то где?
- Если делать – то как?
- А не покажется ли это наигранным?
- А не покажется ли это неестественным?
Так?
- А вот если не делать паузы – никаких проблем не возникает!
Обращаю внимание на этот текст, который вы читаете. В этом тексте есть запятые, тире, точки. Это — знаки препинания. В устной речи знаки препинания – паузы.
Запятые – маленькие паузы. Тире – большие паузы. Точка между предложениями – тоже большая пауза. Точка перед следующим абзацем – огромная пауза. Так?
Вот и ответ на вопрос, делать ли паузы.
Делать!
Как?
Сначала тренироваться, потом – использовать.
Что еще можно добавить?
Паузы – инструмент оратора. Именно благодаря паузам информация структурируется. Благодаря паузам информация подается порциями в сторону публики.
Можно привести пример кормления младенца кашей. Открыл малыш рот – туда всунули ложку с кашей. Но следующую порцию мы даем лишь после того, как младенец проглотит первую. В это время мы набираем ложкой новую порцию каши, столько, сколько предполагаемо влезет в рот малыша.
А что будет, если мы дадим кашу раньше?
Малыш поспешно проглотит предыдущую кашу, поспешит опустошить рот. Но каша пойдет в желудок не пережеванной и не обработанной слюной.
Паузы помогают «кормить» информацией публику. Здесь ложки другие. Но принцип – тот же.
У пауз много функций. В нашей методичке описано более шести важных функций паузы.
Что еще можно почитать на эту тему:
- Секреты ораторского искусства
- Самоучитель по ораторскому искусству
- Ошибки, которые чаще всего совершают ораторы
Уважаемый читатель! Мы обучаем ораторскому искусству, как офлайн, так и онлайн. Обучаем мы быстро. За несколько занятий наши ученики становятся ораторами. Занятия проходят лично с тренером по Скайпу или в Зуме:
- Онлайн обучение ораторскому искусству
Посмотрите видео, как мы обучаем ораторскому искусству онлайн:
С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.
/ Ораторское искусство для чайников /