Можно ли сделать свое лицо красивым?

Кто упражняет свое лицо?

можно ли сделать свое лицо красивым?

Думаете никто? – Ошибаетесь.

Вот маленькая девочка крутится возле зеркала. Мама её упрекает: «Нельзя так! Перестань красоваться! Так приличные девочки не делают!». И после девочка это делает втихаря. Когда никто не видит.

А, может, уже и не делает никогда, чувствуя запретное.

Не знаю, чего боятся родители, запрещая детям изучать своё лицо, тренировать мимику. Может быть, родители боятся, что ребенок научится манипулировать родителями, используя свое лицо? Что ребенок будет их обманывать?

Изображать грусть, при этом не грустить.
Изображать повиновение, при этом не повиноваться.
Может и так?

Впрочем, родители, просто сами так приучены. Их в детстве отучили «кривляться» перед зеркалом. А родителей отучили их родители…

— Так некультурно! Так не положено! Так нельзя!

Даже легенду придумали, про Нарцисса, который долго смотрел на свое отражение и стал цветком.

Читать далее

Страх выступлений. Как преодолеть страх. Как бороться со страхом.

Что делать, если страшно выступать?

Страх выступлений / Страх публичных выступлений / Страх выступлений перед публикой / Как побороть страх выступлений? / Что делать со страхом выступлений / Пять советов борьбы со страхом выступлений / Преодоление страха выступлений Как побороть страх. Преодоление страха. Страх выступлений. Страх публики. Страх выступать. Борьба со страхом. Методы борьбы со страхом.

Оратор не думает от том, как побороть страх… Так же, как пловец не борется со страхом воды… Но ведь все когда-то не умели плавать…

А ведь действительно выступать — страшно! Я это хорошо помню.

  • С детства слышал фразу «От страха трясутся коленки». И вот, девятый класс, вечер химии в школе. Я вышел (речь помнил назубок). И вдруг: как затрясутся коленки. И такая крупная дрожь! И мне казалось — вся школа это видит…

Да, страшно.

И что же делать?

Лучший способ борьбы со страхом

Конечно же, когда человек не умеет плавать — ему страшно оказаться в воде на глубине. Когда парень не знает элементарных приемов рукопашного боя, ему страшно пройти мимо подвыпивших подростков. Страшно тогда — когда не умеешь!

А когда уже хорошо владеешь лыжами — хочется горку круче и длиннее. Когда умеешь танцевать  —  занимаешь место в самом центре дискотеки, с самой красивой девушкой. А почему бы и нет?

Так от чего же страшно выступать? От незнания или от неумения?

Об этом — далее. Читать далее

Лаконичность

Умение лаконично излагать свои мысли.

В детстве мне казалось, что чем больше слов человек говорит – тем он умнее. Длинные и долгие объяснения из уст выступающих считал за проявление образованности и знаний.

Оказалось «с точностью наоборот».

Проявлением ума в ораторском искусстве является умение говорить лаконично. Чем меньше слов используется для раскрытия тезиса – тем лучше. При этом слова и фразы должны быть понятны публике.

Как говорил Антон Павлович Чехов:

«Краткость – сестра таланта!»

Читать далее

Базовый курс по ораторскому искусству

ritorika_5

Базовый курс ораторского мастерства.
Мы не читаем лекции — мы обучаем!

Обучение ораторскому искусству — это не лекция о том, как правильно выступать.
Будущие ораторы выполняют практические упражнения.
Отдельно выполняются упражнения по произношению слов, отдельно жесты, контроль слов, паузы, зрительный контакт и прочие элементарные навыки. Потом отдельные элементы соединяются во фрагменты речи оратора: например, соединить вербальную речь и паузы, взгляд и жесты. С каждым упражнением растет сложность заданий. И к концу обучения, все становятся хорошими ораторами и  выступают с хорошими речами, контролируя каждое свое слово, каждый жест.
Более подробно о Базовом курсе ораторского мастерства.

Чтец — не оратор!

Вы, видели когда-нибудь оратора читающего по бумажке? Согласитесь – печальное зрелище.


В советские времена читать по бумажке было принято.

Вспомните речи Леонида Ильича Брежнева.

Впрочем, бывает, современные ораторы которые читают речи очень хорошо.

А что, хорошие ораторы с листа не читают? – Читают. И еще как читают.

Вспомните Альтова, Жванецкого, и других эстрадных юмористов. Читают, и очень хорошо читают.

 

Читать далее

Разделение речи оратора паузами.

Где нужно делать паузы?

Вспомним, что мы учили в школе. В письменном тексте знаки препинания обозначают паузы.

В устной речи, как правило, паузы выдерживаются там, где в письменном тексте ставятся знаки препинания.

Читать далее

Невербальный диалог оратора с публикой

Невербальный диалог с залом.

Невербальная речь

Оратор общается с публикой не только с помощью слов. Фото Марии Вольвач.

Когда оратор выступает с речью, что-то говорит, кажется, что говорит только она сторона, оратор. А люди слушают.

Но это только видимая сторона выступления. И слышимая.

А есть «невидимое» общение. И «неслышимая» речь. Между оратором и аудиторией происходит общение.

Бессловесный разговор.

И очень важно, чтобы этот невербальный диалог с залом состоялся. И поддерживался всё выступление.

Читать далее

Как лучше выступать оратору: за трибуной, или около трибуны?

Сразу скажу мое мнение:

«За трибуной выступают плохие (или начинающие ) ораторы! Это место — не для профессионала».

Оратор у трибуны

Нужна ли трибуна хорошему оратору?

И вот почему.
Да, трибуны придумали — как место выступления оратора. На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну пожно опереться, заняв делом свои руки. Да, трибуна — упрощает выступление.

Но!

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это — преграда. Как визуальная, так и энергетическая.  А зачем это выступающему?

Второе. Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему делать жесты — это помощь. Хорошему — ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя защищенно.

У него есть своя «территория» — трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория — зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Так где же выступать оратору?

  1. На сцене, если таковая есть. На возвышении, чтобы всех видеть, всех чувствовать.

    Трибуна для оратора

    Трибуна без оратора

  2. Возле трибуны, если нет другого места.
  3. Перед трибуной.
  4. Но лучше всего — комбинация всех вариантов: немного за трибуной, немного возле трибуны, перед трибуной, в аудитории, среди публики… Двигаясь легко и непринужденно.

Так нужна ли трибуна хорошему оратору?

  • Разве что, положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.

Оратор выступает всем телом, а не только головой и губами! 🙂 И трибуна оратору, мастеру ораторского искусства,  особо не нужна.

  • Большая просьба: оставьте, пожалуйста, комментарии к статье. Очень нужно!

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

/ Трибуна оратора / Кто выступает за трибуной / Нужна ли трибуна оратору / Как выступать за трибуной / Трибуна барьер перед оратором / Как лучше выступать за трибуной / Оратор на трибуне / Чем мешает оратору трибуна / Оратор без трибуны /

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

ritorika_2

Оратор — это, прежде всего, внимание публики!
Нет внимания — нет оратора.

Является ли оратором тот преподаватель ВУЗа, которого не слушают студенты? Вряд ли.

  • И пусть он рассказывает наполненную смыслом речь. И что?

Пока нет внимания – выступать, передавать информацию, бессмысленно.

Так что же важнее: текст, красивые слова, энергичные жесты или внимание?

Когда я нахожусь в зале, наблюдая за выступлением своего клиента, я смотрю в первую очередь на внимание зала. Для этого выбираю место в зале так, чтобы видеть и сцену и зрительный зал, как можно лучше. И выступление оратора оцениваю, прежде всего, по вниманию публики.

Каким должно быть внимание? Максимальным. Пусть не 100-процентным. Достаточно приемлемым пределом является 80-99%

Ведь аудитории бывают разные. Согласен, всем не угодишь. И, если потеряно внимание 20 человек ради внимания 80 – это допустимо. Для оратора среднего уровня.

За внимание нужно бороться! Совершать любые действия, привлекающие внимание.

  • Играть голосом. Двигаться. Жестикулировать. Интриговать. Шутить. Делать комплименты. Что угодно, лишь бы внимание было максимально возможным.

Да, не стоит переживать, если внимание не 100%. Но стоит переживать, если оно меньше 80%.

Нужно не просто привлечь внимание. Необходимо установить зрительный контроль над вниманием.

Как контролировать внимание?

Вот для этого и нужно смотреть в зал.

Видеть каждого зрителя. Кто чем занимается. С каким вниманием слушает.

Поймать внимание каждого человека в зале. И управлять этим вниманием.

Подогревать. Возбуждать. Привлекать.

Первая пауза, которую должен сделать оратор, выдерживается сразу после появления оратора перед публикой. Сразу после выхода оратора. Для установления этого внимания.

  • Оратор вышел. Взглянул на аудиторию. Выдержал паузу. Установил зрительный контакт. Поймал внимание.

И только после такой паузы можно начинать речь.

Если же внимания еще мало, оратор делает все возможное, чтобы привлечь его.

Для этого тоже необходимо делать паузы. Большие и маленькие.

  • И не ради самих пауз. Паузы в данном случае являются инструментом оратора. Так же, как и взгляд, жесты, интонации. В данном случае, это  – инструменты для управления вниманием публики.

Хочу подытожить, что внимание публики важнее пауз, жестов и красивых слов.

Меня часто просят оценить оратора.

  • Спрашивают о разном. Является ли ошибкой неверное ударение? Правильно ли подобраны слова? Не слишком ли быстрые жесты?

Ожидают, что я буду критиковать именно за ошибки. И удивляются, что меня это мало заботит. Что для меня одиночные ошибки – а так, пустячки. Мне куда важнее было – внимание публики?

  • Подумаешь, ошибки! Слово не так сказал! Жесты не так сделал. И что? С кем не бывает? Если даже кто в зале и заметил – тут же забыл. Может быть, именно эти ошибки и привлекли внимание зрителей? Может, это были заранее спланированные ошибки?




Если оратор совершил много ошибок – это куда менее печально, нежели потеря внимания публики. Куда хуже, когда не было ошибок, но и не было внимания. Это и есть глобальная ошибка, перекрывающая все остальные.

  • Как привлекать внимание – это отдельная тема. Как использовать паузы – тоже отдельный разговор. Посмотрите другие статьи этого сайта.

С уважением, тренер по ораторскому искусству Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги 

Видео — притчи

На наших занятиях мы часто используем притчи. С ними выступают участники нашей Школы ораторского искусства.

Некоторые такие выступления (не все, конечно) попадают на видео.

Обычно такое видео никому не показывается.

Следующее видео пишется поверх предыдущего на моей видеокамере. Жалко, конечно, но некогда такое видео оцифровывать и выкладывать для всеобщего просмотра.

Но все-же исключения есть. У меня находится время для загрузки видео. Посмотрите ниже.

1.

2.

А еще притчи и еще видео смотрите на сайте: «Лучшие легенды и притчи». Рекомендую! Заходите на сайт!

Выступление оратора в неблагоприятной аудитории

Начинать полезно с себя

Какая может быть реакция человека на страх?

Разная.

Появляется, как минимум, три желания:

  • желание убежать,
  • желание спрятаться,
  • агрессия, желание драться.

Читать далее