Ораторское искусство Днепр. Новая группа.

Избранное

Ораторское искусство риторика Днепр. Курсы, тренинг, обучение.

Новая группа в Днепре

Ораторское искусство Днепр. Курсы школа обучение ораторского мастерства Днепр Днепропетровск Днипро курсы риторики ораторского искусства. Ораторское мастерство Днепр Днепропетровск Днипро. Риторика

Ораторское искусство Днепр. Обучитесь ораторскому мастерству раз и навсегда!

Приглашаем обучаться ораторскому мастерству в Днепре!

С 26 сентября по вторникам в Днепре  (набираются группы и в другие дни, поинтересуйтесь у администратора)

Тренинг в вечернее время.

  • Занятия в вечернее время будут проходить раз в неделю 18.30 — 21.00 (на другие дни недели тоже набираются группы)

Любой возраст. Любые начальные навыки (даже нулевые).

Только практика выступлений. Мы не читаем лекции — мы обучаем ораторскому искусству.

Приходите — научим!

Подробнее о тренинге риторики в Днепре

Риторика. Ораторское искусство. Киев

Избранное

Школа ораторского мастерства. Курсы риторики. Киев.

Тренинг. Базовый курс ораторского искусства.

Курсы ораторского мастерства Киев. Курсы риторики Киев. Курсы ораторского искусства Киев. Ораторское мастерство Киев. Риторика Киев.

Ораторское искусство. Ораторское мастерство. Риторика. Киев.

Новая группа:

Дата: 30 сентября — 1 ноября 2017

Формат обучения — тренинг: практика выступлений, практические упражнения, видео.

Время: 11.00 — 17.00 ( с перерывом на две кофе-паузы).

Стоимость:

Стоимость

Начальный уровень риторики  — подойдет для любого уровня подготовки.

Риторика

Подробнее о Базовом курсе ораторского искусства в Киеве читайте далее.

Читать далее

Школа ораторского мастерства

Избранное

Школа ораторского мастерства предлагает обучение ораторскому искусству.

Ораторское искусство

Школа ораторского мастерства. Мы не читаем лекции — мы обучаем!

Мы не читаем лекции – мы обучаем!
После обучения ораторскому мастерству участники хорошо выступают перед публикой.
Навыки риторики можно применить при любых публичных выступлениях:

  • Выступления и доклады
  • Презентации и переговоры
  • Политические речи и так далее

Обучение ораторскому искусству условно разделено на три курса:

Базовый курс ораторского искусства

Второй курс ораторского искусства

Третий курс ораторского мастерства

Читать далее про школу ораторского мастерства

Курсы риторики для детей, школьников. Днепр. Ораторское искусство

Избранное

Ораторское искусство. Школьная группа. Курсы риторики для детей и школьников в Днепре

Открыта регистрация на осенний набор тренинга «Ораторское искусство для школьников»!

Курсы риторики для детей. Детские группы. Ораторское искусство. Мастерство. Днепр.

Приглашаем!

Новая группа обучения ораторскому искусству для школьников по субботам.

Никаких конспектов и скучных лекций!  Никаких стрессов. Тренинг для детей и подростков полностью состоит из практических упражнений в игровой форме.

Курсы риторики специально адаптирован для юных ораторов (школьников старших классов, с 11 лет).

Курсы риторики для детей в Днепре по времени короче аналогичного курса для взрослых и проще для восприятия.

Читать далее

Как мы обучаем ораторскому мастерству на Базовом курсе риторики

Что же происходит на Базовом курсе? Как проходит обучение?

Ораторское искусство. Обучение жестам

Объяснение упражнения по развитию жестикуляции оратора.

Это самый частый вопрос по телефону: «А расскажите, а как это проходит?»

Постараюсь поподробнее написать об этом, чтобы удовлетворить любопытство. Наберитесь терпения.

Основная идея — обучение быстрое, комфортное и результативное. Чтобы уже после первого занятия был результат.

Но при этом не было страха, неловкости из-за неумения выступать.

Читать далее

Подарочный сертификат обучения ораторскому искусству

Подарочный сертификат школы ораторского искусства

Подарочный сертификат. Здесь может быть имя вашего друга

Хотите сделать своему другу чудесный подарок? И чтобы он был и полезный и нужный и запомнился надолго?

Подарочный сертификат обучения ораторскому искусству — чудесный подарок вашим друзьям.

Оригинальный. Полезный. Нужный. Запомнится надолго.

Один раз обучившись ораторскому искусству, человек будет уметь это всю свою жизнь. И это важное приобретение будет связывать именно с Вами, благодаря ВАС за приобретение полезного навыка.

  • Как говорится: «Мастерство в кармане не спрячешь!». А ораторское мастерство — и подавно!

На День рождения. На любой праздник. Новый год. 8 Марта. 23 Февраля. День Святого Валентина. День Студента. Читать далее

Риторика. Днепр. Новая группа.

Риторика. Днепр.

Риторика. Днепр. Набирается новая группа.

Риторика. Мы не читаем лекции — мы обучаем!

Набор в группу обучения риторике в Днепропетровске.

Курс риторики состоит из 6 занятий (Базовый курс). Занятия раз в неделю.

Это начальный, он же Базовый курс риторики.

Риторика проходит раз в неделю 18.30 — 21.00 по будним дням: с понедельника по пятницу

Читать далее

Критика. Как правильно критиковать. Критикуем грамотно

Критикуем грамотно.

Критикуем правильно. Как критиковать.

Критика — это сильное оружие. Полезно им пользоваться осторожно.

Все люди любят критиковать. Но не все это умеют делать. Статья о том, как грамотно критиковать людей, чтобы и они не обиделись, и вы получили должный результат.

В других статьях я писал о причинах неуверенности в себе и рекомендовал не бояться Читать следующую страницу →. А еще я рекомендовал не критиковать детей, чтобы не отбить у них желание делать что-то новое.
Но что делать, если вы видите ошибки и не можете удержаться от критики?

Читать далее

Страх выступлений. Как преодолеть страх. Как бороться со страхом.

Что делать, если страшно выступать?

Страх выступлений / Страх публичных выступлений / Страх выступлений перед публикой / Как побороть страх выступлений? / Что делать со страхом выступлений / Пять советов борьбы со страхом выступлений / Преодоление страха выступлений Как побороть страх. Преодоление страха. Страх выступлений. Страх публики. Страх выступать. Борьба со страхом. Методы борьбы со страхом.

Оратор не думает от том, как побороть страх… Так же, как пловец не борется со страхом воды… Но ведь все когда-то не умели плавать…

А ведь действительно выступать — страшно! Я это хорошо помню.

  • С детства слышал фразу «От страха трясутся коленки». И вот, девятый класс, вечер химии в школе. Я вышел (речь помнил назубок). И вдруг: как затрясутся коленки. И такая крупная дрожь! И мне казалось — вся школа это видит…

Да, страшно.

И что же делать?

Лучший способ борьбы со страхом

Конечно же, когда человек не умеет плавать — ему страшно оказаться в воде на глубине. Когда парень не знает элементарных приемов рукопашного боя, ему страшно пройти мимо подвыпивших подростков.

Страшно тогда — когда не умеешь!

А когда уже хорошо владеешь лыжами — хочется горку круче и длиннее. Когда умеешь танцевать  —  занимаешь место в самом центре дискотеки, с самой красивой девушкой. А почему бы и нет?

Так от чего же страшно выступать? От незнания или от неумения?

Об этом — далее. Читать далее

Жесты оратора. Жестикуляция оратора. Обучение жестам.

Статья о жестах и жестикуляции оратора.

Куда девать оратору руки?

Жесты оратора спикера. Жесты. Обучение жестам оратор. Жесты. Жестикуляция. Жесты рук. Жесты оратора

Как может выступать оратор без жестов? Это же будет — «говорящая голова», а не оратор!

А действительно, куда руки девать?
Хочется их спрятать за спину, сложить на груди или засунуть в карманы. А Вам?
Как-то я прочитал хорошую восточную притчу. Может, Вы ее знаете:
Ученик спросил Учителя:

— О, Мудрейший, скажи мне, как правильно сидеть?
— Так же, как и стоять.
— А как же правильно стоять?
— Так же, как и лежать.
— Но как?
— Когда лежишь – просто лежи, когда стоишь – просто стой, когда сидишь – просто сиди…

Красивый образ, не правда ли? Мне этот образ помогает объяснять ученикам, куда девать руки.

Читать далее

Где обучиться ораторскому искусству?

Приходите в нашу Школу Ораторского Мастерства!

Мы обучаем ораторскому искусству.

Индивидуально и группами.

Мы не читаем лекции! Мы обучаем ораторскому искусству с помощью практических упражнений и выступлений участников.

Так же, как обучают танцам на занятиях по танцам.

Мы обучаем всех желающих, кто пришел сам и хочет обучиться этому нелегкому навыку.

Читать далее

Ораторами рождаются или становятся?

Марк Туллий Цицерон (великий римский оратор) как-то сказал:

ORATORES FUINT, POETAE NASCUNTUR

Что в переводе обозначает:

Ораторами становятся, поэтами рождаются

Ораторами становятся. Поэтами рождаются.

Ораторами рождаются или становятся?

По русски это будет звучать примерно так: «Ораторэс фиунт, поэтэ наскунтур».

Это афоризм Цицерона из «Речи в защиту Архия», произнесенной им в 61 до н.э. Но этот тезис всегда был предметом спора, что в те далекие времена, что сейчас.

Статья о том, как ораторами становятся...

Читать далее

Кони А.Ф. «Советы лекторам»

А. Ф. КОНИ СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ

(1920-е гг., впервые опубликовано в 1956 г.)

§ 1. Необходимо готовиться к лекции: собрать интересное и важное, относящееся к теме — прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.
§ 2. Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
§ 3. Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.
§ 4. Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Все это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.
Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось сказать.
Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: «Я об этом много думал». Другой великий человек — Альва Томазо Эдисон сказал, что в его 316 изобретениях было 98 процентов «потения» и 2 процента «вдохновения».
Многим известно, во что обходился «перл создания» нашему Гоголю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.
В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые, нет-нет, да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора.
§ 5. Желательно начинать речь с обращения: Товарищи. Можно построить начальную фразу и так, чтобы эти слова были в середине: Сегодня, товарищи, вам предстоит…
§ 6. Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного — взрослым, скучного — молодежи.
§ 7. Тон речи может повышаться (то, что в музыке crescendo), но следует вообще менять тон — повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельных слов (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это «иногда» определяется местом в речи. Говоришь о Толстом,- и первая фраза об его «уходе» может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается величие момента в жизни нашего великого писателя. Точных указаний делать по этому вопросу нельзя: их может подсказать чутье лектора, вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи (то же, что абзац или красная строка в письменной). Речь не должна произноситься одним махом; она должна быть речью, живым словом.
§ 8. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.
§ 9. Не следует расхаживать по сцене, делать однообразных движений, например покачиваний с ноги на ногу, приседать и т. п.
§ 10. Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки,к которой привлекается во все время речи е го в з о р.
317
§ 11. Лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком.
§ 12. От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах. Никакие отвлекающие причины не должны на него действовать (бинокли, газеты, поворачивания, шорох, плач ребенка, лай случайно забравшейся собаки). Лектор должен делать свое дело. Указанные мелочи (их можно насчитать с десяток), между которыми есть и действующие на самолюбие, с практикой, психически не будут оказывать влияния, к ним лектор привыкает.
§ 13. В случае резкого шума — призвать к тишине и продолжать речь. Если перед началом речи можно предположить, что будет шумно, если видно, что публика нервная, самую речь начать с призыва к тишине, а в этот призыв полезно включить одну-две фразы завлекающего характера.
§14. Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце. Публика подмечает все, и шаблон может быть поводом к какой-нибудь неожиданной выходке, например, шаблонно начатую лектором фразу закончит кто-нибудь в рядах и опередит лектора. Шаблон — совершенно недопустимое зло во всяком творчестве.
§ 15. Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на
200 строк.
§ 16. Форма речи — п рост а я , понятная. Иностранный элемент допустим, но его следует тотчас же объяснить, а объяснение должно быть кратким, начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать трудно понимаемых иронии, аллегорий и т. п.; все это не усваивается неразвитыми умами, пропадает зря, хорошо действует простое наглядное сравнение,параллель,выразительный эпитет.
§ 17. Лирика допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее). Лирика должна быть искренней, как и вся речь вообще. Все же или почти все должно быть в форме и содержании речи,- вот почему предварительная подготовка и выработка плана так важны и необходимы.
§ 18. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы «трогательное» действительно «трогало» сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно; ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего притока трогательности, от этого получается контрастный фон: черные линии сливаются с черным фоном, а на белом выступают резко. Так и с трогательным. Например, читать сцены казни Остапа надо протокольно, сухо, холодно, стальным крепким голосом и
изменить его там, где нельзя уже не изменить: описание страданий казаков и Остапа и возглас его: «Батько! Слышишь ли ты все это?!»
§ 19. Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи.
Привлечь (завоевать) внимание слушателей-первый ответственный момент в речи лектора — самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым интересным (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» — вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. д. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.
Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая.
Пример первый. Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что Калигула был сыном Герма-ника и Агрипины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому, что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалуй, интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу надо давать его, а только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно, из рассеянного станет сосредоточенным. Стоять можно на подготовленной почве, а не на первой попавшейся случайной. Это — закон. Первые слова и имеют эту цель: привести собравшихся в состояние внимания. Первые слова должны быть совершенно простыми (полезно избегать в этом моменте сложных предложений, хороши простые предложения). Можно начать так: В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, било крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда, и когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то… далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу.
319
Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед — в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости.
Разумеется, если лектор не выдвинет в речи о Калигуле его жестокости, то не нужен и людоед. Тогда надо будет взять другое для завоевания внимания. Оригинальность начала интригует, привлекает, располагает ко всему остальному; напротив того, обыкновенное начало принимается вяло, на него нехотя (значит, неполно) реагируют, оно заранее определяет ценность всего последующего.
Пример второй. Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко — непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темною ночью.
Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин.
Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт, физик, химик…
Пример третий. Надо говорить о законе всемирного тяготения. Принимая во внимание все предшествовавшее о вступлении, о первых словах лектора для завоевания внимания, и эту лекцию можно было бы начать так: В рождественскую ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке. Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» — только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона…
Как привлечь внимание и через это подействовать на волю, превосходно пояснено в рассказе А. П. Чехова «Дома» (прием тот же, что и здесь).
Начало должно быть в соответствии с аудиторией, знание ее необходимо. Например, начало лекции о Ломоносове не подошло бы к аудитории интеллигентной, так как с первых же слов все догадались бы, что речь идет именно о Ломоносове, и оригинальность начала превратилась бы в жалкую искусственность.
Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и, наконец, появится та
320
«смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно:
1) краткостью,
2) быстрым движением речи,
\ 3) краткими освежающими отступлениями.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной.
Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А. П. Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжижает речь, что делает ее «предлинно-венной», что нарушает второе требование: быстрое движение речи вперед. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно важны. Все неважное — выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Краткость — сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много. Тогда речь краткая, тогда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы почувствовать себя приятно опьяненным, тогда она исполнит завет Майкова: словам тесно, а мыслям просторно1.
Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам — моментам) речи. Например, что приходится слышать: Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее… Вместо этих нестоящих слов надо сказать: Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью. Потом — закрепление примерами. Краткие освежающие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомиться. Утомленное внимание — невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием данного места речи. В маленькой речи можно обойтись и без отступлений: внимание может сохраниться хорошими качествами самой речи.
Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в конце речи о Ломоносове
1 Вероятно А. Ф. Кони имел в виду строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Подражание Шиллеру. II Форма»: «…Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям — просторно».
11 Зак. 5012 Л. К. Граудина 321
(см. выше) можно сказать: Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина — только в жажде знании, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя.
Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец — разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье — тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), ч то дальше говорить нечего.
§ 20. Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому.
Пример: черты характера Калигулы — жестокость, разврат, самомнение, расточительность. Если в рассказ о жестокости поместить черту расточительности (мысль перескочила!), а в рассказ о разврате — черту самомнения (мысль опять перескочила!), то получится отсутствие логического течения мысли. Это совершенно недопустимо. Средство против такого недостатка — обдуманный план и его точное исполнение, естественное течение мысли доставляет, кроме умственного, глубокое эстетическое наслаждение. Об этом говорил и Пушкин.
Течение мысли подобно синему столбику термометра, а отступления — черточкам, указывающим целое число градусов, но только не в такой равномерной последовательности.
§ 21. Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами…

Печатается по изданию: Кони А. Ф. Избр. произведения: В 2-х т.-М., 1959.-Т. 1.-С. 129-139.

Риторика. Ораторское искусство. Кони А. Ф. СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ

Советы, рекомендации ораторам от великого оратора, юриста, академика Анатолия Федоровича Кони.

Днепропетровск. Второй курс обучения ораторскому искусству

Тренинг риторики. Второй курс

Второй курс риторики. Невербальная речь.

Второй курс по ораторскому мастерству в Днепропетровске.

  Приглашаются выпускники Базового курса ораторского искусства. Разных лет. И разных групп.

Будем практиковаться в выступлениях и учиться дальше ораторскому искусству:
Подробнее о втором курсе ораторского мастерства

Где выступать легче, перед большой или маленькой аудиторией?

Где выступать легче, перед большой или маленькой аудиторией. Самая легкая аудитория Где выступать страшнее?

Часто задают вопрос:

«А в какой группе выступать легче, в большой или маленькой?»

На такой вопрос нет универсального ответа. Но давайте разберем причины, по которой задается подобный вопрос.

Чаще всего, это – страх. Страх, что аудитория будет критиковать оратора. Что люди из аудитории не дадут оратору хорошо выступить.

Так?

А в какой аудитории отдельный человек может воздействовать открыто на оратора?

Читать далее