Почему нет хороших ораторов?

У меня часто спрашивают, почему у нас мало хороших ораторов?

А откуда им взяться?

Наглядная ситуация. Сижу на конференции руководителей профтехучилищ. Председательствующий ровно 20 минут читал нам что-то с листа… Все уныло занялись своими делами. (А я начал писать вот эту заметку)

Видео с этой конференции:

И что, этот выступающий не видел, что собравшимся людям вообще не нужна его речь? Может быть, и не видел. Потому что он был занят чтением.

Читать далее

Типичные ошибки начинающих ораторов

Типичные ошибки начинающих ораторов

1. Желание стопроцентного успеха.

Orator12_1А ведь никогда не будет стопроцентный успех.

В лучшем случае – 99%, и то, если очень повезет.. Если это начинающий оратор – в его силах выступить с 80% успехом, не более.

То есть, оратор, желающий 100% — го успеха обречен на недовольство собою.

Читать далее

Ораторське мистецтво Дніпропетровськ

Нова група з ораторської майстерності у Дніпрі

Ораторське мистецтво Дніпропетровськ

Ораторське мистецтво Дніпропетровськ

Запрошуємо навчатися ораторської майстерності!

Курси ораторської майстерності раз і назавжди!
Нова група у Дніпрі кожної неділі.

  • Заняття проходитимуть раз на тиждень 18.30-21.00

Курси проходять раз на тиждень. Набір в групи кожен місяць. День тижня може бути різний. В основному: середа, четвер або п’ятницю, є групи у вихідні дні.

Наша адреса: Дніпро, вул. Акінфієва, 18 офіс 305 «Школа ораторської майстерності»

Читать далее

Оратор и публика

Начинается новая глава: «Оратор и публика»

Оратор и публика

Наверное, самая важная тема в ораторском искусстве.

Хорош ли оратор или плох? Оценить мастерство оратора можно только на публике.

Публика бывает разная. И одно и то же Ваше выступление может быть и удачным и неудачным в разных аудиториях.

То есть, не все зависит от вас, есть и внешние факторы.

Вы, как оратор, должны уметь наводить в аудитории дисциплину, управлять, как отдельными людьми,  так и группами.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

Днепропетровск. Второй курс обучения ораторскому искусству

Тренинг риторики. Второй курс

Второй курс риторики. Невербальная речь.

Второй курс по ораторскому мастерству в Днепропетровске.

  Приглашаются выпускники Базового курса ораторского искусства. Разных лет. И разных групп.

Будем практиковаться в выступлениях и учиться дальше ораторскому искусству:
Подробнее о втором курсе ораторского мастерства

Куда девать руки оратору при выступлении?

Куда девать руки оратору?

Статья о том, куда девать руки спикеру, оратору, выступающему на публике

Куда девать руки оратору во время выступления?

Так и хочется их куда то деть. Но куда?

 Повесить их по швам? — глупо. Говорящая голова.

 Засунуть в карманы? — не культурно.

 За спину? — выглядит, как заключенный.

 Скрестить на груди? — скажут, что закрылся.

 Соединить пальцы? — тоже что-то скажут, явно нехорошее.

Так куда девать руки оратору?

Читать далее

Надежды, ожидания и заблуждения обучения ораторскому искусству

Выступать на публике нелегко.

В чем причина?

Считается, что самой важной причиной плохих выступлений оратора является страх публичных выступлений.

Людям кажется, что преодолев такой страх, они сразу станут хорошими ораторами. Им кажется, что для хорошего выступления достаточно преодолеть этот страх. И избавиться от волнения.

— Я хочу выступать без волнения!
— Если я не буду волноваться – я выступлю хорошо!
— Оратор должен быть уверенным в себе. Мне нужно стать уверенным в себе и я стану лучшим оратором!

И на тренинг люди идут с мечтой получить уверенность в себе. Побороть страх выступлений. Не волноваться перед публикой.

Каким образом?

Этого будущие ученики не знают. Им кажется, что есть некий «секрет». Или есть «особые техники риторики». Существуют «настройки оратора по технологии НЛП». А кто-то считает, что нужно «просто разобраться в себе под чутким руководством «Мастера».

Читать далее

Жизнь без обид!

Многие меня спрашивают, как стать уверенным в себе? И удивляются, что я советую, прежде всего, повзрослеть. Уверенность в себе – это приобретенное состояние, а не маска на лице.

Нет обид без претензий

А если с нами поступили несправедливо и не поздравили с Днем рождения! А если целый день готовлю и убираю, а в ответ ни слова благодарности? Неужели, и в этих случаях, мы виноваты в своей обиде?

Обид без претензий не бывает! Обижаясь, мы ждем не столько восстановления справедливости, сколько оправдания наших ожиданий. «Я с утра ждала море цветов, — плачет именинница. — А он отделался лишь СМС-кой!». Ожидания не оправдываются – вот и обидно.

Так на кого мы обижаемся? На свои же ожидания. Что мы делаем? Предъявляем претензию конкретному человеку, или окружающим, или миру в целом. Дополнительно мы хотим наказать виноватых: «Вот заболею, умру — будут потом плакать!». Ждем, чтобы нас пожалели, и сказали, что мы были правы. Но почему мы пытаемся решать свои проблемы таким малоэффективным способом?

«Я на тебя обиделся!» — победоносно восклицает ребенок. Он ждет что его непременно будут утешать. Обычно так и происходит. «Не обижайся, любимый малыш! — говорит мама. — Чего ты хочешь?».

А если взрослые не сразу поняли, что ребенок обижен, то он добавляет эффективную эмоцию. Губки надуваются, лобик морщится, лицо краснеет, слезы катятся из глаз… Может еще и упасть на пол и закатить истерику: «Мне так плохо!». И такой концерт срабатывает, «бедный» ребенок получает ожидаемое мороженое и внимания.

Обиды умиляют. Это проявление слабости, которая свойственна детям. Приятно почувствовать себя большим,сильным и утешить ребенка. В семейных «играх» может обижаться кто-то из супругов, и в такой игре получают удовольствие все участники.

Обиды ведут к болезням

Во-первых, обиды вредят нашему здоровью. Это как ржавчина души, которая разъедает человека незаметно изнутри. Накопленные обиды могут привести к различным заболеваниям. А зачем нам болеть?

Во-вторых, обиды потакают нашей лени и временно отодвигают проблемы. Но спустя время, нам снова придется наступить на «те же грабли». Полезно не ожидать «подачки» от мира, а самому научиться получать желаемое.

В-третьих, наша обида – плохой пример детям. Привыкнув обижаться, мы сами того не замечая, демонстрируем лучшие формы скрытой манипуляции для прямого подражания. Что потом наши дети на нас же и отрабатывают.

Есть люди, которые обидами гордятся, рассказывая о ней много раз. Многие живут ими, оправдывают свою бездеятельность и беспомощность. Герои телесериалов периодически обижаются, и мы им сочувствуем.

Хотелось бы добавить, что обида – это скрытое проявление нашей гордыни, демонстрация собственной важности, агрессия по отношению к людям. Взрослому и уважающему себя человеку это не к лицу!

1. Если вас настигла обида, подумайте какие претензии ее создали. Чаще всего, претензии являются необоснованными.
2. Помните, что никто никому не должен, пока об этом не было договоренностей. Научитесь договариваться, а не обижаться!
3. Не держите обиду в себе, это может привести к болезням. Научитесь действовать или прощать, если действия бесполезны.
4. Делайте свою реакцию на обиды детей знаком уважения к их проблемам. Но не потакайте такому поведению.
5. Не показывайте детям «обиженного» поведения, даже пусть искусно спрятанного. Тем более, не обижайтесь на них.

И главное: если вам захотелось обидеться, задумайтесь, в чем вы еще не совсем взрослый человек.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

= Волшебные слова = Мастерство общения =

Выступают наши ученики

Спор. Что такое спор. Как не спорить.

Кто бы спорил?

Спор. Как спорить. Как не спорить.

Сейчас я докажу, что ты неправ!

Старый афоризм: «Когда видишь двух спорящих людей, понимаешь, что один из них или дурак или подлец. Дурак – тот, кто не знает, что неправ. И спорит. А если спорщик знает, что неправ, то он — подлец…»

Спорить – это удел детей.

Они узнают новую информацию и делятся меж собою. И если эта информация отличается, они начинают выяснять, кто же из них является обладателем истины. Экспертами выступают старшие дети или взрослые. Этот процесс важен для развития детей. Пик споров приходит на подростковый возраст, когда юноши меряются не только умом, но и амбициями.

Спорят ли взрослые?

А зачем? — Истину не выяснять нужно, а познавать.

Допустим, мы знаем, что другой человек неправ. Можно об этом ему сообщить. И он ее примет или не примет. Вот и все. Но зачем нужно обязательно доказывать свою правоту? Это и неэтично, и незаконно. Каждый человек имеет право на свое мнение, даже если это мнение расходится с мнением окружающих.

Читать далее

Письма

Мне прислала письмо. Девочка. С вопросом обучения ораторскому искусству. Ей… 11 лет.

Всего 11 лет!

Но письмо она написала грамотно, понятно, лаконично… И тут же я получаю письма от других. Взрослых.

Письма с полным нарушением и синтаксиса и орфографии. С бестолковыми вопросами…

Все-таки радостно!

Дети пишут грамотно. Это радует!!!

Ведь это не сложно. Написать грамотно. С этими, пусть никому не нужными, запятыми, точками. С заглавными буквами в начале предложения.

Грустно…

Кстати, девочку зовут Маша. Она об этом так и написала, как ее зовут.

Вместе с письмом от Маши — другое письмо. И автора этого письма я не знаю. И как мне на него ответить: «Эй, ты! Непредствившийся!»

Понятно, что мне не хочется отвечать на такие письма.

Если человек не научился письму, то зачем его обучать риторике?

Но если я не отвечу — то тогда я становлюсь «бескультурным». Так ведь? Ответить, что мол, читай на сайте — там все написано. Невежливо. Написать:

«Еще раз перечитайте свое письмо и напишите мне снова, но уже грамотно»? «Прежде всего напишите, как вас зовут, из какого вы города, что конкретно хотите узнать?»

Каждый раз у меня разные ответы.

Но сегодня порадовало письмо от девочки 11 лет.

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Оратор — это, прежде всего, внимание публики!
Нет внимания — нет оратора.

Является ли оратором тот преподаватель ВУЗа, которого не слушают студенты? Вряд ли.

И пусть он рассказывает наполненную смыслом речь. И что?

Пока нет внимания – выступать, передавать информацию, бессмысленно.

Так что же важнее: текст, красивые слова, энергичные жесты или внимание?

Когда я нахожусь в зале, наблюдая за выступлением своего клиента, я смотрю в первую очередь на внимание зала. Для этого выбираю место в зале так, чтобы видеть и сцену и зрительный зал, как можно лучше. И выступление оратора оцениваю, прежде всего, по вниманию публики.

Каким должно быть внимание? Максимальным. Пусть не 100-процентным. Достаточно приемлемым пределом является 80-99%

Ведь аудитории бывают разные. Согласен, всем не угодишь. И, если потеряно внимание 20 человек ради внимания 80 – это допустимо. Для оратора среднего уровня.

За внимание нужно бороться! Совершать любые действия, привлекающие внимание.

  • Играть голосом. Двигаться. Жестикулировать. Интриговать. Шутить. Делать комплименты. Что угодно, лишь бы внимание было максимально возможным.

Да, не стоит переживать, если внимание не 100%. Но стоит переживать, если оно меньше 80%.

Нужно не просто привлечь внимание. Необходимо установить зрительный контроль над вниманием.

Как контролировать внимание?

Вот для этого и нужно смотреть в зал.

Видеть каждого зрителя. Кто чем занимается. С каким вниманием слушает.

Поймать внимание каждого человека в зале. И управлять этим вниманием.

Подогревать. Возбуждать. Привлекать.

Первая пауза, которую должен сделать оратор, выдерживается сразу после появления оратора перед публикой. Сразу после выхода оратора. Для установления этого внимания.

  • Оратор вышел. Взглянул на аудиторию. Выдержал паузу. Установил зрительный контакт. Поймал внимание.

И только после такой паузы можно начинать речь.

Если же внимания еще мало, оратор делает все возможное, чтобы привлечь его.

Для этого тоже необходимо делать паузы. Большие и маленькие.

  • И не ради самих пауз. Паузы в данном случае являются инструментом оратора. Так же, как и взгляд, жесты, интонации. В данном случае, это  – инструменты для управления вниманием публики.

Хочу подытожить, что внимание публики важнее пауз, жестов и красивых слов.

Меня часто просят оценить оратора.

  • Спрашивают о разном. Является ли ошибкой неверное ударение? Правильно ли подобраны слова? Не слишком ли быстрые жесты?

Ожидают, что я буду критиковать именно за ошибки. И удивляются, что меня это мало заботит. Что для меня одиночные ошибки – а так, пустячки. Мне куда важнее было – внимание публики?

  • Подумаешь, ошибки! Слово не так сказал! Жесты не так сделал. И что? С кем не бывает? Если даже кто в зале и заметил – тут же забыл. Может быть, именно эти ошибки и привлекли внимание зрителей? Может, это были заранее спланированные ошибки?

Если оратор совершил много ошибок – это куда менее печально, нежели потеря внимания публики. Куда хуже, когда не было ошибок, но и не было внимания. Это и есть глобальная ошибка, перекрывающая все остальные.

  • Как привлекать внимание – это отдельная тема. Как использовать паузы – тоже отдельный разговор. Посмотрите другие статьи этого сайта.

С уважением, тренер по ораторскому искусству Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги 

Сколько времени нужно оратору для подготовки речи?

chtenie teksta2Сколько времени нужно для подготовки речи?

Аналогию с ораторским искусством можно провести с уборкой урожая пшеницы.

Можно сделать и другие аналогии.

Убирают пшеницу летом. Но когда сеют? Ранней весной.

А озимую пшеницу сеют еще раньше — осенью.

Еще задолго до сбора урожая готовят землю для семян, пашут, боронят. Готовят отборное зерно. Сеют, подкармливают, культивируют… И только после этого можно надеяться на хороший урожай.

Так?

Как это связано с ораторским искусством?

Читать далее

Как лучше выступать оратору: за трибуной, или около трибуны?

Сразу скажу мое мнение:

«За трибуной выступают плохие (или начинающие ) ораторы! Это место — не для профессионала».

Оратор у трибуны. Как лучше выступать оратору: за трибуной, или около трибуны?

Нужна ли трибуна хорошему оратору?

И вот почему.
Да, трибуны придумали — как место выступления оратора. На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну пожно опереться, заняв делом свои руки. Да, трибуна — упрощает выступление.

Но!

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это — преграда. Как визуальная, так и энергетическая.  А зачем это выступающему?

Второе. Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему делать жесты — это помощь. Хорошему — ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя «защищенно».

У него есть своя «территория» — трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория — зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Так где же выступать оратору?

  1. На сцене, если таковая есть. На возвышении, чтобы всех видеть, всех чувствовать.

    Трибуна для оратора

    Трибуна без оратора

  2. Возле трибуны, если нет другого места.
  3. Перед трибуной.
  4. Но лучше всего — комбинация всех вариантов: немного за трибуной, немного возле трибуны, перед трибуной, в аудитории, среди публики… Двигаясь легко и непринужденно.

Так нужна ли трибуна хорошему оратору?

  • Разве что, положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.

Оратор выступает всем телом, а не только головой и губами! 🙂 И трибуна оратору, мастеру ораторского искусства,  особо не нужна.

  • Большая просьба: оставьте, пожалуйста, комментарии к статье. Очень нужно!

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

/ Трибуна оратора / Кто выступает за трибуной / Нужна ли трибуна оратору / Как выступать за трибуной / Трибуна барьер перед оратором / Как лучше выступать за трибуной / Оратор на трибуне / Чем мешает оратору трибуна / Оратор без трибуны /

Скромность. Что такое скромность и как с этим бороться.

Скромность — это проявление мании величия. Это — раздутое чувство собственной значимости.

Скромность. Что такое скромность и как с этим бороться. Мания величия и чувство собственной значимости.

Скромный челок скромно откажется от выступления на публике. И все с эти согласятся — ведь он скромный.

Или не так? Я что-то напутал?

Давайте разбираться.

Почему человек становится скромным? А скромным быть легче — делать ничего не нужно. Стой себе скромно и всем видом показывай: «Я вот такой, скромный.»

Почему человек скромный — это выгодно.

Почему человек скромный — потому что так легче спрятать свой страх. Скромность — это страх.

Скромность — это оковы. Один раз попробовав сладость «скромности» человек всё чаще играет в эту игру. Это беспроигрышная игра. Никогда не проиграешь. Но… эта игра засасывает, как болото.

Читать далее