Перейти к содержимому
Главная » Самые распространенные ошибки ораторов. Книга » Что не является ошибками оратора

Что не является ошибками оратора

Об ошибках ораторов я уже написал немало. Теперь полезно написать то, что ошибками не является.

Волнение

Волнение может мешать оратору, а может и помогать.Книга о том, как избежать ошибок при выступлениях на публике.

Но волнение отнюдь не ошибка.

Волнение – это нормальное состояние человека. Волноваться можно. Это ваше право.

А кто не волнуется?

Конечно же, многим людям хочется выступать без волнения. И это желание понятно. Но это – физиология человека. Без нее никак.

А еще людям хочется не лениться. И быть умными. И иметь красивое тело.
Всё это возможно. Но… Для этого нужно приложить немало времени, сил, терпения, труда, чтобы достичь всего, что пожелаете.

Развивайте себя столько, сколько считаете нужным.
Но… Не считайте волнение ошибкой.

Если вы волнуетесь – значит вы живой человек. С душой. С переживаниями. Вам не безразлично то, что вы говорите. Вам не безразлично мнение других людей по поводу ваших слов.

Волнуются все. Даже великие артисты и актеры.

Посмотрите видео.

К волнению необходимо поменять отношение. Чтобы оно не мешало вам, а помогало.

Именно волнение помогает оратору выступить блестяще. Мозг работает куда быстрее, приходят в голову гениальные мысли – только и успевай рассказывать.

Без волнения выступаю те, у кого уже есть большой опыт.

Откуда взяться волнению? Из-за чего волноваться?

А пока вы достаточного опыта не имеете, пока каждое выступление оценивается подсознанием, как нечто жизненно важное, будет волнение.

Тема волнения – очень большая, понадобится много времени всё объяснить, а у нас совсем другая книга.

Не нужно бояться неуверенности. Это тоже не является ошибкой оратора

Неуверенность — тоже не является ошибкой оратора.Книга об ошибках оратора. Главные ошибки в ораторском искусстве.

Уверенность оратору полезна. Но это не обязательно! Это как вам по желанию.

Хотите — выступайте уверенно. Хотите – нет. Это ваше право. Но не обязанность!

Уверенность оратора приходит с опытом.

Неуверенные ораторы тоже могут хорошо выступать.
Неуверенность не является ошибкой. Можно это назвать скорее «минусом», нежели плюсом. Начинающий оратор должен компенсировать этот «минус» другими «плюсами».

Например, более тщательной подготовкой.

Да, я согласен, неуверенному оратору выступать сложнее. Поэтому рекомендую больше, тщательнее готовиться к своему выступлению. Важно быть честным, искренним с публикой.

Как развивать уверенность в себе – отдельная тема. И мы её обязательно коснёмся в других главах.

Полезно подражать или копировать.

Полезно делать свое. Полезно придумывать свои речи и с ними – выступать.

Изучать чужие речи – тоже нужно.Какие ошибки бывают в жестах оратора. Книга.

Если вам есть что сказать – вперед, репетируйте свою речь. Но… Если в голову ничего не приходит – берите готовые чужие речи.

И я буду предлагать вам новые и новые истории для  выступлений.

Но можете найти готовые речи на Ютюбе.

И не стыдитесь повторить чужие мысли. Не бойтесь копировать других ораторов.

На начальном этапе развития – просто копируйте.

Возьмем, к примеру, «Битлз».

Сколько создано песен группой «Битлз»? И, кажется, что они сочиняли и пели только свое. Так? Нет!
Начинали они с, так называемых, «кавер-версий». Спели сотни чужих песен, тысячи раз. И лишь потом начали писать свои.

«Первые шаги группы «Битлз» в поп-музыке были связаны с копированием композиций и стиля заокеанских кумиров, но в это время в репертуаре начинают появляться свои песни». (с) Википедия.

Леннону и Маккартни петь чужое было не зазорно.
Большинство рок-музыкантов в начале своего музыкального пути проходит стадию кавер-исполнителей, набираясь опыта.

Среди известнейших кавер-исполнителей: Джо Кокер, «Rolling Stones», «U2», «Apocalyptica» …(с) Википедия.

«Машина Времени» тоже начинала с «каверов».

Можно привести и другие примеры.
Известный сценарист Чарльз Спано пишет:

«Брать пример с других не стыдно. Сценариев для фильмов, которые могли бы стать образцами для начинающих, сколько угодно.»

В ораторском искусстве.

«Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно.»

Достаточно примеров?
Набираясь опыта, полезно изучать, копировать, использовать чужие речи. И не только слова, но и жесты, мимику, голос.

В этом и есть секрет быстрого обучения некоторых ораторов.

И не переживайте — это не принесет вреда. Позже появится и свой стиль, свои слова, свои мысли.
Так что не считайте ошибкой пересказ чужих идей и мыслей. Только обязательно упомяните авторство.

Упражнение для проработки

Предлагаю посмотреть чудесный ролик в исполнении Валерия Жидкова «О спорте».

А потом, где-то в компании, попробуйте эту тему затронуть… И рассказать, в манере Жидкова и его словами, что вы думаете о некоторых видах спорта…

Ваша задача не столько рассказать текст, сколько проработать его, копируя:

  • Паузы. А паузы у Валерия Жидкова — хорошие. Спокойные. Длинные.
  • Манеру голоса. То громче, то тише, то быстрее, то медленнее.
  • Эмоции. И шутки.

Прорепетируйте! Ведь в этом и состоит — обучение ораторскому искусству.

И — расскажите кому-то.

Но! Не спешите сразу кому-то рассказывать. Важнее всего — многократные репетиции.

Полезно повторять

Не стоит бояться выступать с одним и тем же текстом много раз.

Музыканты учатся на одном произведении, играя одно и то же множество раз.

Танцоры танцуют один и тот же танец много раз.

Актеры, пока ставят спектакль, произносят одни и те же реплики в течении двух-шести месяцев.

Полезно одну и ту же историю рассказывать много раз себе, потом всем друзьям, родственника, коллегам, знакомым.

Уважаемый читатель!

Вы уже довольно много прочитали. Пора — отвлечься от чтения. Пора — репетировать.

Даже не столько важно выступать — сколько репетировать.

Ведь любой музыкант (танцор, певец, актёр  и …) развивается благодаря репетициям. Выступления — тоже полезны. Но куда важнее — репетиции.

Во время репетиций можно экспериментировать: ошибаться, делать нелепые варианты… Это невозможно делать при выступлениях.

Больше всего тренируйтесь перед воображаемой аудиторией. 

Воображаемыми друзьями.

А потом, с готовыми историями  — тренируйтесь на всех тех людях, которые будут встречаться вам в течении дня.

Так делал я.

И стал оратором. Потом — тренером.

Мне и сейчас доставляет большое удовольствие — репетировать.

Когда я еду на выступления (или занятия) на машине — всегда готовлю, проговариваю вслух речь. Не в голове — вслух. 

Точно так же, мне приносило большое удовольствие репетировать на гитаре.

Я играл в любое свободное время, репетировал, одно и то же — вот, поэтому, быстро овладел гитарой.

Полюбите этот процесс, тренировки (репетиции) — станете оратором быстрее, чем другие.