Ораторское искусство

Что такое ораторское искусство? Публичное выступление? А не публичное выступление является ораторским искусством? А в чем разница между обычной речью и ораторским искусством?

Такие вопросы возникают.

А можно ли обучиться ораторскому искусству самостоятельно? Или же этому нужно обязательно учиться? А любая ли речь оратора является ораторским искусством?

Об этом и поразмышляем.

Ораторское искусство

Ораторское искусство

Ораторское искусство

Это словосочетание состоит из двух важных слов: “ораторское” и “искусство”.

Слово “ораторское” происходит от латинского “oro” — “говорить”. Оратор, в данном смысле, человек, который говорит. Говорить у нас может любой человек, поэтому это слово может относиться к любому говорящему человеку: “Оратор!”. И к Вам тоже.

Значение слова “искусство” подчеркивает, что имеется в виду не обычная речь, а мастерство, “произведение искусства”, продукт творческой деятельности.

  • То есть, ораторское искусство – не обычная речь человека, а нечто другое.

Итого: ораторское искусство – это не простая речь. Как и любое искусство, требует некоторого мастерства. Оратором мы можем назвать любого говорящего человека. Но вот не каждую речь оратора мы назовем ораторским искусством.

Давайте называть вещи своими именами!

Далее. Проведем аналогию ораторского искусства с любым другим видом искусства, например, с искусством живописи.

Зайдите в художественную галлерею. Тысячи картин – и все разные. Реалистические и косо-геометрические, цветные и однотонные, созданные за годы и за нескольно часов… И все это – искусство живописи. И каждый художник – свой стиль, свой взляд, свои правила.

Так и в ораторском искусстве. Каждый оратор может создать свою речь, не похожую на речь других ораторов, но это будет произведением ораторского искусства. Но, согласитесь, не каждая картина – искусство…

Если картина не имеет поклонников, если она не заинтересовала зрителя – ее не повесят на стену. Искусство тогда становится таковым, когда появляется зритель, почитатель, ценитель.

Так и с речью. Если речь не услышали, если слова не задели струны людских сердец – это пустословие.

Но если от слов замер народ, если наступила звенящая тишина, если уши ловят каждое слово, а глаза каждый жест – это говорит оратор, который создает очередной шедевр ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА.

Риторика – это наука об ораторском искусстве. И на эту тему поразмышляем в другой статье.

Критика. Как правильно критиковать. Критикуем грамотно

Критикуем грамотно.

Критикуем правильно. Как критиковать.

Критика – это сильное оружие. Полезно им пользоваться осторожно.

Все люди любят критиковать. Но не все это умеют делать. Статья о том, как грамотно критиковать людей, чтобы и они не обиделись, и вы получили должный результат.

В других статьях я писал о причинах неуверенности в себе и рекомендовал не бояться Читать следующую страницу →. А еще я рекомендовал не критиковать детей, чтобы не отбить у них желание делать что-то новое.
Но что делать, если вы видите ошибки и не можете удержаться от критики?

Читать далее

Стоимость тренинга ораторского искусства в Днепропетровске

Стоимость Базового курса по ораторскому искусству (6 занятий по 2,5 часа раз в неделю)

Налично или безналично

Читать далее

Днепропетровск. Второй курс обучения ораторскому искусству

Тренинг риторики. Второй курс

Второй курс риторики. Невербальная речь.

Второй курс по ораторскому мастерству в Днепропетровске.

  Приглашаются выпускники Базового курса ораторского искусства. Разных лет. И разных групп.

Будем практиковаться в выступлениях и учиться дальше ораторскому искусству:
Подробнее о втором курсе ораторского мастерства

Как избавиться от волнения? Начинающему оратору.

Как избавиться от волнения

Волноваться или не волноваться?

Уважаю Евгения Гришковца, который в интервью сказал про волнение:

«Волнующийся артист на сцене это сегодня такая редкость. Волнение всегда говорит о том, что человек не бессовестно относится к тому, что делает!”

Волнение для многих ораторов это своеобразный допинг и источник удовольствия.

Приведу изречение Дейла Карнеги:

«Вы хотите избавиться от страха перед аудиторией? Давайте посмотрим, чем он вызывается.
Страх порождается невежеством и неуверенностью. Говоря другими словами, страх является следствием недостатка уверенности в себе.
А чем вызывается последний? Он представляет собой следствие вашего незнания того, что вы действительно можете сделать. А это незнание в свою очередь вызывается недостатком опыта. Когда у вас за плечами будет багаж успешного опыта, ваши страхи исчезнут; они растают, подобно туману под лучами июльского солнца. Несомненно одно: чтобы научиться плавать, надо броситься в воду.»

Волнуются ли известные ораторы?

Посмотрите интервью с Олегом Меньшиковым. Несмотря на то, что он один из самых лучших артистов, он тоже волнуется.

Читать далее

Легко ли обучиться ораторскому искусству?

Легко ли обучиться ораторскому искусству
Легко!

Когда-то я сам не умел выступать. Боялся. Долго боялся. И в школе и в институте 🙂

Мне казалось, что выступать – не для меня.

Но жизнь подсказывала, что можно обучиться многому.

Читать далее

Не бойтесь бояться!

Причин страхов может быть множество. Их можно свести к двум категориям: отсутствие опыта (знаний, навыков, информации) и наличие негативного опыта (слухов, информации).

Страхи из первой категории жить не мешают. Но удерживают от развития, являются причиной неуверенности в себе. Страхи второй категории жить мешают. Являются причиной боязни общественного мнения, боязни совершения ошибок. В обоих случаях лучшим доктором являются: знания и опыт.

Приобретайте положительный опыт!

Чтобы не бояться воды – нужно научиться плавать! Так и во всем остальном. Чтобы не бояться публичных выступлений, полезно пойти на курсы риторики, где участники получают удачный опыт выступлений. И чем больше такого опыта, тем меньше страха, до полного исчезновения.

Достаточно просто привыкнуть

Наше глубинное подсознание не любит нового, тех действий, о которых нет внутреннего опыта. Специалист по трудоустройству, Трегубенко Елена, рассказывает, что многие люди с радостью сменили бы свою работу. Им проще остаться на низкооплачиваемой работе, нежели переступить порог кадрового агентства. Но во второй раз они это делают проще, в третий – тем более. На своих курсах она не столько обучает заполнять резюме, сколько дает положительный опыт самого факта трудоустройства.

Не нужно крайностей

Я против одноразовых методов. За один день смелость не приобретается. Мои друзья прыгали с парашютом, но не избавились от страха высоты. А вот тренировки по скалазанию и горные походы свели страх высоты к минимуму. И одного выступления не достаточно для преодоления страха публичных выступлений. Но периодическое повторение снижает страх, как таковой. На моих занятиях по ораторскому искусству, почти все ученики перестают бояться аудитории на пятом занятии.

Читать далее

Почему наши политики не являются хорошими ораторами

У меня часто спрашивают:

– Почему наши политики и депутаты выступают так плохо.

Конечно же, есть среди политиков и хорошие ораторы. Не будем называть имена и переходить на личности. Но я согласен, что в большинстве своем, наши политики являются довольно-таки плохими ораторами.

Почему? Причин много. Вот некоторые.

Читать далее

Как лучше выступать оратору: за трибуной, или около трибуны?

Сразу скажу мое мнение:

“За трибуной выступают плохие (или начинающие ) ораторы! Это место – не для профессионала”.

Оратор у трибуны. Как лучше выступать оратору: за трибуной, или около трибуны?

Нужна ли трибуна хорошему оратору?

И вот почему.
Да, трибуны придумали – как место выступления оратора. На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну пожно опереться, заняв делом свои руки. Да, трибуна – упрощает выступление.

Но!

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это – преграда. Как визуальная, так и энергетическая.  А зачем это выступающему?

Второе. Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему делать жесты – это помощь. Хорошему – ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя “защищенно”.

У него есть своя “территория” – трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория – зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Так где же выступать оратору?

  1. На сцене, если таковая есть. На возвышении, чтобы всех видеть, всех чувствовать.

    Трибуна для оратора

    Трибуна без оратора

  2. Возле трибуны, если нет другого места.
  3. Перед трибуной.
  4. Но лучше всего – комбинация всех вариантов: немного за трибуной, немного возле трибуны, перед трибуной, в аудитории, среди публики… Двигаясь легко и непринужденно.

Так нужна ли трибуна хорошему оратору?

  • Разве что, положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.

Оратор выступает всем телом, а не только головой и губами! 🙂 И трибуна оратору, мастеру ораторского искусства,  особо не нужна.

  • Большая просьба: оставьте, пожалуйста, комментарии к статье. Очень нужно!

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

/ Трибуна оратора / Кто выступает за трибуной / Нужна ли трибуна оратору / Как выступать за трибуной / Трибуна барьер перед оратором / Как лучше выступать за трибуной / Оратор на трибуне / Чем мешает оратору трибуна / Оратор без трибуны /

Если нечего сказать…

Из письма:

Олег Игоревич! Говорить с паузами уже получается. Но не удовлетворен качеством речи (беден выбор). В этом моя самая основная проблема: приходится все время подбирать слова довольно долго (при обычном темпе речи).
В результате – скудная, сбивчивая не достаточно информативная, ненасыщенная речь.
С уважением, Юрий.

Спасибо за хороший вопрос! Давайте поразмыслим.

Проблема не в том, что беден выбор слов.

Беден выбор используемых слов.

Согласитесь, слов мы слышали немало. И все эти слова мы понимали. И мы знаем много слов. Но вот вспомнить, подобрать нужное слово – не сразу получается. Так?

Ситуация распространенная.

И об этом следующая тема:

  • Как повысить словарный запас?

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги 

Кони А.Ф. “Советы лекторам”

А. Ф. КОНИ СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ

(1920-е гг., впервые опубликовано в 1956 г.)

§ 1. Необходимо готовиться к лекции: собрать интересное и важное, относящееся к теме – прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше – написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.
§ 2. Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
§ 3. Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.
§ 4. Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Все это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.
Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд – основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось сказать.
Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: «Я об этом много думал». Другой великий человек – Альва Томазо Эдисон сказал, что в его 316 изобретениях было 98 процентов «потения» и 2 процента «вдохновения».
Многим известно, во что обходился «перл создания» нашему Гоголю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.
В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые, нет-нет, да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора.
§ 5. Желательно начинать речь с обращения: Товарищи. Можно построить начальную фразу и так, чтобы эти слова были в середине: Сегодня, товарищи, вам предстоит…
§ 6. Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного – взрослым, скучного – молодежи.
§ 7. Тон речи может повышаться (то, что в музыке crescendo), но следует вообще менять тон – повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельных слов (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это «иногда» определяется местом в речи. Говоришь о Толстом,- и первая фраза об его «уходе» может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается величие момента в жизни нашего великого писателя. Точных указаний делать по этому вопросу нельзя: их может подсказать чутье лектора, вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи (то же, что абзац или красная строка в письменной). Речь не должна произноситься одним махом; она должна быть речью, живым словом.
§ 8. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.
§ 9. Не следует расхаживать по сцене, делать однообразных движений, например покачиваний с ноги на ногу, приседать и т. п.
§ 10. Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки,к которой привлекается во все время речи е го в з о р.
317
§ 11. Лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком.
§ 12. От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах. Никакие отвлекающие причины не должны на него действовать (бинокли, газеты, поворачивания, шорох, плач ребенка, лай случайно забравшейся собаки). Лектор должен делать свое дело. Указанные мелочи (их можно насчитать с десяток), между которыми есть и действующие на самолюбие, с практикой, психически не будут оказывать влияния, к ним лектор привыкает.
§ 13. В случае резкого шума – призвать к тишине и продолжать речь. Если перед началом речи можно предположить, что будет шумно, если видно, что публика нервная, самую речь начать с призыва к тишине, а в этот призыв полезно включить одну-две фразы завлекающего характера.
§14. Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце. Публика подмечает все, и шаблон может быть поводом к какой-нибудь неожиданной выходке, например, шаблонно начатую лектором фразу закончит кто-нибудь в рядах и опередит лектора. Шаблон – совершенно недопустимое зло во всяком творчестве.
§ 15. Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на
200 строк.
§ 16. Форма речи – п рост а я , понятная. Иностранный элемент допустим, но его следует тотчас же объяснить, а объяснение должно быть кратким, начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать трудно понимаемых иронии, аллегорий и т. п.; все это не усваивается неразвитыми умами, пропадает зря, хорошо действует простое наглядное сравнение,параллель,выразительный эпитет.
§ 17. Лирика допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее). Лирика должна быть искренней, как и вся речь вообще. Все же или почти все должно быть в форме и содержании речи,- вот почему предварительная подготовка и выработка плана так важны и необходимы.
§ 18. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы «трогательное» действительно «трогало» сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно; ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего притока трогательности, от этого получается контрастный фон: черные линии сливаются с черным фоном, а на белом выступают резко. Так и с трогательным. Например, читать сцены казни Остапа надо протокольно, сухо, холодно, стальным крепким голосом и
изменить его там, где нельзя уже не изменить: описание страданий казаков и Остапа и возглас его: «Батько! Слышишь ли ты все это?!»
§ 19. Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи.
Привлечь (завоевать) внимание слушателей-первый ответственный момент в речи лектора – самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым интересным (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» – вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. д. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.
Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая.
Пример первый. Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что Калигула был сыном Герма-ника и Агрипины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому, что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалуй, интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу надо давать его, а только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно, из рассеянного станет сосредоточенным. Стоять можно на подготовленной почве, а не на первой попавшейся случайной. Это – закон. Первые слова и имеют эту цель: привести собравшихся в состояние внимания. Первые слова должны быть совершенно простыми (полезно избегать в этом моменте сложных предложений, хороши простые предложения). Можно начать так: В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, било крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда, и когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то… далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу.
319
Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед – в сказке и Калигула – в жизни – братья по жестокости.
Разумеется, если лектор не выдвинет в речи о Калигуле его жестокости, то не нужен и людоед. Тогда надо будет взять другое для завоевания внимания. Оригинальность начала интригует, привлекает, располагает ко всему остальному; напротив того, обыкновенное начало принимается вяло, на него нехотя (значит, неполно) реагируют, оно заранее определяет ценность всего последующего.
Пример второй. Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко – непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темною ночью.
Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин.
Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт, физик, химик…
Пример третий. Надо говорить о законе всемирного тяготения. Принимая во внимание все предшествовавшее о вступлении, о первых словах лектора для завоевания внимания, и эту лекцию можно было бы начать так: В рождественскую ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке. Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» – только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона…
Как привлечь внимание и через это подействовать на волю, превосходно пояснено в рассказе А. П. Чехова «Дома» (прием тот же, что и здесь).
Начало должно быть в соответствии с аудиторией, знание ее необходимо. Например, начало лекции о Ломоносове не подошло бы к аудитории интеллигентной, так как с первых же слов все догадались бы, что речь идет именно о Ломоносове, и оригинальность начала превратилась бы в жалкую искусственность.
Вторая задача лектора – удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и, наконец, появится та
320
«смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно:
1) краткостью,
2) быстрым движением речи,
\ 3) краткими освежающими отступлениями.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной.
Краткость – отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А. П. Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжижает речь, что делает ее «предлинно-венной», что нарушает второе требование: быстрое движение речи вперед. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно важны. Все неважное – выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций – много. Тогда речь краткая, тогда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы почувствовать себя приятно опьяненным, тогда она исполнит завет Майкова: словам тесно, а мыслям просторно1.
Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам – моментам) речи. Например, что приходится слышать: Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее… Вместо этих нестоящих слов надо сказать: Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью. Потом – закрепление примерами. Краткие освежающие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомиться. Утомленное внимание – невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием данного места речи. В маленькой речи можно обойтись и без отступлений: внимание может сохраниться хорошими качествами самой речи.
Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в конце речи о Ломоносове
1 Вероятно А. Ф. Кони имел в виду строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Подражание Шиллеру. II Форма»: «…Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».
11 Зак. 5012 Л. К. Граудина 321
(см. выше) можно сказать: Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина – только в жажде знании, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя.
Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец – разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд – разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье – тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), ч то дальше говорить нечего.
§ 20. Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому.
Пример: черты характера Калигулы – жестокость, разврат, самомнение, расточительность. Если в рассказ о жестокости поместить черту расточительности (мысль перескочила!), а в рассказ о разврате – черту самомнения (мысль опять перескочила!), то получится отсутствие логического течения мысли. Это совершенно недопустимо. Средство против такого недостатка – обдуманный план и его точное исполнение, естественное течение мысли доставляет, кроме умственного, глубокое эстетическое наслаждение. Об этом говорил и Пушкин.
Течение мысли подобно синему столбику термометра, а отступления – черточкам, указывающим целое число градусов, но только не в такой равномерной последовательности.
§ 21. Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами…

Печатается по изданию: Кони А. Ф. Избр. произведения: В 2-х т.-М., 1959.-Т. 1.-С. 129-139.

Риторика. Ораторское искусство. Кони А. Ф. СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ

Советы, рекомендации ораторам от великого оратора, юриста, академика Анатолия Федоровича Кони.

Паузы оратора – важный элемент речи.

Пауза – не просто прекращение речи или молчание. Пауза – это элемент речи!

Пауза - инструмент оратора

Оратор – это, прежде всего, пауза!

Пауза имеет много полезных функций:

  • пауза для привлечения внимания и поддержания дисциплины
  • пауза для подчеркивания важности фразы или высказывания
  • пауза – время для обдумывания и усвоения трудного материала слушателями
  •  пауза между частями доклада.
  • пауза – показатель уверенности в себе
  • пауза, как стиль и имидж оратора
  • пауза после произнесения речи
  • паузы – важный элемент осмысленной речи

Кто молчать не умеет – тот и говорить не способен
(нар. мудрость)

Читать далее

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Оратор – это, прежде всего, внимание публики!
Нет внимания – нет оратора.

Является ли оратором тот преподаватель ВУЗа, которого не слушают студенты? Вряд ли.

И пусть он рассказывает наполненную смыслом речь. И что?

Пока нет внимания – выступать, передавать информацию, бессмысленно.

Так что же важнее: текст, красивые слова, энергичные жесты или внимание?

Когда я нахожусь в зале, наблюдая за выступлением своего клиента, я смотрю в первую очередь на внимание зала. Для этого выбираю место в зале так, чтобы видеть и сцену и зрительный зал, как можно лучше. И выступление оратора оцениваю, прежде всего, по вниманию публики.

Каким должно быть внимание? Максимальным. Пусть не 100-процентным. Достаточно приемлемым пределом является 80-99%

Ведь аудитории бывают разные. Согласен, всем не угодишь. И, если потеряно внимание 20 человек ради внимания 80 – это допустимо. Для оратора среднего уровня.

За внимание нужно бороться! Совершать любые действия, привлекающие внимание.

  • Играть голосом. Двигаться. Жестикулировать. Интриговать. Шутить. Делать комплименты. Что угодно, лишь бы внимание было максимально возможным.

Да, не стоит переживать, если внимание не 100%. Но стоит переживать, если оно меньше 80%.

Нужно не просто привлечь внимание. Необходимо установить зрительный контроль над вниманием.

Как контролировать внимание?

Вот для этого и нужно смотреть в зал.

Видеть каждого зрителя. Кто чем занимается. С каким вниманием слушает.

Поймать внимание каждого человека в зале. И управлять этим вниманием.

Подогревать. Возбуждать. Привлекать.

Первая пауза, которую должен сделать оратор, выдерживается сразу после появления оратора перед публикой. Сразу после выхода оратора. Для установления этого внимания.

  • Оратор вышел. Взглянул на аудиторию. Выдержал паузу. Установил зрительный контакт. Поймал внимание.

И только после такой паузы можно начинать речь.

Если же внимания еще мало, оратор делает все возможное, чтобы привлечь его.

Для этого тоже необходимо делать паузы. Большие и маленькие.

  • И не ради самих пауз. Паузы в данном случае являются инструментом оратора. Так же, как и взгляд, жесты, интонации. В данном случае, это  – инструменты для управления вниманием публики.

Хочу подытожить, что внимание публики важнее пауз, жестов и красивых слов.

Меня часто просят оценить оратора.

  • Спрашивают о разном. Является ли ошибкой неверное ударение? Правильно ли подобраны слова? Не слишком ли быстрые жесты?

Ожидают, что я буду критиковать именно за ошибки. И удивляются, что меня это мало заботит. Что для меня одиночные ошибки – а так, пустячки. Мне куда важнее было – внимание публики?

  • Подумаешь, ошибки! Слово не так сказал! Жесты не так сделал. И что? С кем не бывает? Если даже кто в зале и заметил – тут же забыл. Может быть, именно эти ошибки и привлекли внимание зрителей? Может, это были заранее спланированные ошибки?

Если оратор совершил много ошибок – это куда менее печально, нежели потеря внимания публики. Куда хуже, когда не было ошибок, но и не было внимания. Это и есть глобальная ошибка, перекрывающая все остальные.

  • Как привлекать внимание – это отдельная тема. Как использовать паузы – тоже отдельный разговор. Посмотрите другие статьи этого сайта.

С уважением, тренер по ораторскому искусству Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги 

Невербальная речь. Невербальный диалог оратора с публикой

Невербальный диалог с публикой

Невербальная речь. Невербальное воздействие оратора на публику.

Оратор общается с публикой не только с помощью слов.

Когда оратор выступает с речью, что-то говорит, кажется, что говорит только она сторона, оратор. А люди слушают.

Но это только видимая сторона выступления. И слышимая.

А есть «невидимое» общение. И «неслышимая» речь. Между оратором и аудиторией происходит общение.

Бессловесный разговор.

И очень важно, чтобы этот невербальный диалог с залом состоялся. И поддерживался всё выступление.

Читать далее

Почему полезно обучиться ораторскому искусству, даже если не планируешь выступать публично?

  • Ораторское мастерство – полезный навык. Достаточно один раз научиться – и пользоваться всю жизнь.

Мы с детства приобретаем много полезных навыков. Некоторые приобретения желаем получить сами, к примеру: плавать, танцевать, играть в волейбол…

Некоторые навыки мы приобретаем под давлением родителей: готовить, стирать, убирать… Спасибо им за это!

Большинство навыков навязывает нам школа. Мы не всегда этому рады, но, все же умеем: писать, считать, вычислять, комбинировать…

  • Что-то навязывает нам жизнь…

Приобретенные навыки не забываются. Попав в воду – мы плывём, даже не думая, как мы это делаем.  Прыгнул на велосипед – и поехал, даже, если в последний раз крутил педали 10 лет назад.

И мы благодарим уже полученные навыки. Один раз научившись – мы пользуемся ими очень часто в  нашей непредсказуемой жизни.

  • Никогда не думал, к примеру, что смогу заработать на умении вязать узлы и лазить по веревкам. Пустое развлечение горным туризмом неожиданно обернулось одним из направлений бизнеса.

Публичные выступления бывают в жизни не так уж и часто. Но бывают. И уметь выступать грамотно – полезный навык.
С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу книги →

↑ Подняться в Оглавление книги