Словами мы создаем новую реальность

Словами мы можем создавать новую реальность. 

То, чего нет.

Можем создавать, а можем и нет.

Можем создавать новую реальность, а можем чуть исказить данную реальность.

Читать далее

Метод Демосфена

Слышали легенду про великого оратора Демосфена?

Конечно же слышали. Да, это тот самый Демосфен, который взяв морские камешки в рот, перекрикивал шум прибоя.

Вот что пишет о Демосфене Плутарх:

Сообщают, что желание посвятить себя красноречию впервые возникло у Демосфена вот при каких обстоятельствах. Оратор Каллистрат должен был выступать перед судом по делу об Оропе, и все с нетерпением ждали этого выступления, что объяснялось не только широкой известностью самого дела, но и мастерством оратора, находившегося тогда на вершине славы.
Каллистрат выступил очень удачно, стяжав огромное восхищение слушателей, и Демосфен позавидовал его славе, видя, как целая толпа с громкими похвалами провожает оратора домой. Но еще больше Демосфен был поражен силою слова, которая, как тогда он понял, способна одолеть и покорить все. И вот, забросив прочие науки и мальчишеские забавы, Демосфен целиком отдался упражнениям в красноречии, чтобы со временем и самому сделаться оратором.
В первый раз народ встретил его недовольным шумом и осмеял за необычное строение речи, периоды которой казались запутанными и сбивчивыми, а доводы натянутыми и неестественными. К этому присоединялись, сколько можно судить, слабость голоса, неясный выговор и, наконец, короткое дыхание, которое, разрывая периоды, нарушало смысл произносимого.

И новая попытка Демосфена успеха не имела, и тут, когда в полном отчаянии, закрывши от стыда лицо плащом, Демосфен отправился домой, его пошел проводить актер Сатир, близкий его приятель. Демосфен стал ему жаловаться.

А вот теперь самое главное, для нашего обучения.

«Верно, Демосфен, — отвечал актёр, — но я быстро помогу твоей беде. Прочти-ка мне, пожалуйста, наизусть какой-нибудь отрывок из Эврипида или Софокла». Демосфен прочитал, а Сатир повторил, но при этом так передал соответствующий характер и настроение, что Демосфену и самому этот отрывок показался совсем иным. Так Демосфен убедился, сколько стройности и красоты придает речи «игра», и понял, что сами по себе упражнения значат очень мало или даже вообще ничего не значат, если ты не думаешь о том, как лучше всего преподнести и передать слушателям содержание твоих слов.
Демосфен устроил себе в подземелье комнату для занятий, которая цела и до нашего времени, и, неукоснительно уходя туда всякий день, учился актерской игре и укреплял голос, а нередко уединялся и на два-три месяца подряд, выбрив себе половину головы, чтобы от стыда невозможно было выйти наружу, даже если очень захочется.

И еще важное о Демосфене:

Деметрий Фалерский пишет, что Демосфен уже в старости сам рассказывал ему, какими упражнениями он старался исправить свои телесные изъяны и слабости. Неясный, шепелявый выговор Демосфен одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтов, голос укреплял бегом, разговором на крутых подъемах и тем, что, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, и перед ним Демосфен выполнял задания, которые сам себе ставил.

На наших занятиях риторики есть много практических упражнений, среди которых — упражнения Демосфена.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

← Вернуться в оглавление книги  

Линейность речи и нелинейность мысли

kniga-gorod

Большое мастерство выложить из однообразных букв красоту целого города. Причем так, чтобы читатель смог увидеть в буквах этот город.

Наша речь линейна. А мысли не линейны.

Это объясняет многие проблемы выступлений. Об этом и пойдет речь.

Речь состоит из слов. Слова идут друг за другом. Получается паровоз, где все слова, как вагончики, идут друг за другом.

А наши мысли не линейны.

Возможно, мы хотим рассказать о красивом городе.

В нашей голове могут быть образы домов, звуки улиц, ну, и слова тоже. В нашей голове все это находится сразу. Клубок идей. Переплетение образов. Нагромождение.

Когда мы переводим мысль в слова – мы переводим «объем», даже не в «плоскость», а в «линию».

Читать далее

Как оратору относиться к своим ошибками

Рассмотрим одну из причин волнения перед аудиторией.

Желание стопроцентного успеха, боязнь сделать ошибку.

Ошибки оратора

Не ошибается только тот оратор, который не выступает.

У многих людей есть страх, психологический страх, совершить ошибку. Касается он не только выступлений, а и любой деятельности, где есть общественное мнение или возможна критика со стороны. Частично, этот страх есть у большинства людей.

Это нормально. Но не нормально зависеть от этого страха.

К ошибкам полезно относиться нормально, как к неотъемлемой части любого обучения.

Читать далее

Благодарности от IT-школы «Спалах»

Тренинговая компания » Школа ораторского мастерства» и образовательный хаб и IT-школа «Спалах» начали своё сотрудничество! В мае состоялся первый практический мастер-класс «Презентации для IT — подготовка и проведение».

Живое общение, практические упражнения, полезная информация, возможность прямо на тренинге провести презентации!

Успешно, эффективно и продуктивно!

До встречи на новых совместных проектах!

Отзывы участников: Читать далее

Кому хорошо вдвоем?

Кому хорошо вдвоемОбычная история:

Влюбленная пара в восторге друг от друга. Любят. Он дарит цветы, встречает после работы. Она шлет ласковые СМС, дарит нежность и заботу. На романтику уходят деньги и время. Всё и вся только друг для друга. Вдруг, они ссорятся. И уже нет милых СМС, исчезает утренний кофе. Зато появляются упрёки и манипуляции.

Почему люди, которые готовы были отдать друг другу всё, отдаляются, предъявляют претензии и выясняют отношения?

И как этого избежать?

Читать далее

Как научиться отказывать: «Спасибо, нет!»

Есть люди, которым полезно научиться говорить: «Нет!». Есть такие люди, которые не могут отказать, идут на поводу у других людей. Им неловко сказать: «Нет!» и отказать. В статье рекомендации, как говорить: «Нет!», при этом не обижая окружающих.

Спасибо, нет. Как сказать нет. Как научиться отказывать.

Спасибо, нет!

В прошлых статьях затрагивались темы возражений и споров. Я писал, что возражение – это неуважение к чужому мнению. Это показатель незрелости личности.

И в то же время, мы имеем право на собственное мнение.

Бывают ситуации, когда отказ необходим. Умение, при необходимости, сказать «Нет!» — это показатель уверенности в себе.

Мы должны уметь говорить : «Спасибо, нет!» Порассуждаем об этом.

Читать далее

Жизнь без обид!

Многие меня спрашивают, как стать уверенным в себе? И удивляются, что я советую, прежде всего, повзрослеть. Уверенность в себе – это приобретенное состояние, а не маска на лице.

Нет обид без претензий

А если с нами поступили несправедливо и не поздравили с Днем рождения! А если целый день готовлю и убираю, а в ответ ни слова благодарности? Неужели, и в этих случаях, мы виноваты в своей обиде?

Обид без претензий не бывает! Обижаясь, мы ждем не столько восстановления справедливости, сколько оправдания наших ожиданий. «Я с утра ждала море цветов, — плачет именинница. — А он отделался лишь СМС-кой!». Ожидания не оправдываются – вот и обидно.

Так на кого мы обижаемся? На свои же ожидания. Что мы делаем? Предъявляем претензию конкретному человеку, или окружающим, или миру в целом. Дополнительно мы хотим наказать виноватых: «Вот заболею, умру — будут потом плакать!». Ждем, чтобы нас пожалели, и сказали, что мы были правы. Но почему мы пытаемся решать свои проблемы таким малоэффективным способом?

«Я на тебя обиделся!» — победоносно восклицает ребенок. Он ждет что его непременно будут утешать. Обычно так и происходит. «Не обижайся, любимый малыш! — говорит мама. — Чего ты хочешь?».

А если взрослые не сразу поняли, что ребенок обижен, то он добавляет эффективную эмоцию. Губки надуваются, лобик морщится, лицо краснеет, слезы катятся из глаз… Может еще и упасть на пол и закатить истерику: «Мне так плохо!». И такой концерт срабатывает, «бедный» ребенок получает ожидаемое мороженое и внимания.

Обиды умиляют. Это проявление слабости, которая свойственна детям. Приятно почувствовать себя большим,сильным и утешить ребенка. В семейных «играх» может обижаться кто-то из супругов, и в такой игре получают удовольствие все участники.

Обиды ведут к болезням

Во-первых, обиды вредят нашему здоровью. Это как ржавчина души, которая разъедает человека незаметно изнутри. Накопленные обиды могут привести к различным заболеваниям. А зачем нам болеть?

Во-вторых, обиды потакают нашей лени и временно отодвигают проблемы. Но спустя время, нам снова придется наступить на «те же грабли». Полезно не ожидать «подачки» от мира, а самому научиться получать желаемое.

В-третьих, наша обида – плохой пример детям. Привыкнув обижаться, мы сами того не замечая, демонстрируем лучшие формы скрытой манипуляции для прямого подражания. Что потом наши дети на нас же и отрабатывают.

Есть люди, которые обидами гордятся, рассказывая о ней много раз. Многие живут ими, оправдывают свою бездеятельность и беспомощность. Герои телесериалов периодически обижаются, и мы им сочувствуем.

Хотелось бы добавить, что обида – это скрытое проявление нашей гордыни, демонстрация собственной важности, агрессия по отношению к людям. Взрослому и уважающему себя человеку это не к лицу!

1. Если вас настигла обида, подумайте какие претензии ее создали. Чаще всего, претензии являются необоснованными.
2. Помните, что никто никому не должен, пока об этом не было договоренностей. Научитесь договариваться, а не обижаться!
3. Не держите обиду в себе, это может привести к болезням. Научитесь действовать или прощать, если действия бесполезны.
4. Делайте свою реакцию на обиды детей знаком уважения к их проблемам. Но не потакайте такому поведению.
5. Не показывайте детям «обиженного» поведения, даже пусть искусно спрятанного. Тем более, не обижайтесь на них.

И главное: если вам захотелось обидеться, задумайтесь, в чем вы еще не совсем взрослый человек.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

= Волшебные слова = Мастерство общения =

Брать пример с других – не только не стыдно, но и полезно

Я не против «изобретения велосипеда».Book_with_oratorS

Полезно делать свое. Полезно придумывать свои речи.

Но изучать чужие речи – тоже нужно.

Если вам есть что сказать – вперед, репетируйте свою речь. Но… Если в голову ничего не приходит – почитайте речи великих ораторов. Если не знаете, что сказать – изучите, что же говорили до вас.

А до вас сказали очень много!..

Не стыдитесь повторить чужие мысли.

Не бойтесь копировать других ораторов.

На начальном этапе развития – просто копируйте.

Читать далее

Выступают наши ученики

Спор. Что такое спор. Как не спорить.

Кто бы спорил?

Спор. Как спорить. Как не спорить.

Сейчас я докажу, что ты неправ!

Старый афоризм: «Когда видишь двух спорящих людей, понимаешь, что один из них или дурак или подлец. Дурак – тот, кто не знает, что неправ. И спорит. А если спорщик знает, что неправ, то он — подлец…»

Спорить – это удел детей.

Они узнают новую информацию и делятся меж собою. И если эта информация отличается, они начинают выяснять, кто же из них является обладателем истины. Экспертами выступают старшие дети или взрослые. Этот процесс важен для развития детей. Пик споров приходит на подростковый возраст, когда юноши меряются не только умом, но и амбициями.

Спорят ли взрослые?

А зачем? — Истину не выяснять нужно, а познавать.

Допустим, мы знаем, что другой человек неправ. Можно об этом ему сообщить. И он ее примет или не примет. Вот и все. Но зачем нужно обязательно доказывать свою правоту? Это и неэтично, и незаконно. Каждый человек имеет право на свое мнение, даже если это мнение расходится с мнением окружающих.

Читать далее

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Оратор — это, прежде всего, внимание публики!
Нет внимания — нет оратора.

Является ли оратором тот преподаватель ВУЗа, которого не слушают студенты? Вряд ли.

И пусть он рассказывает наполненную смыслом речь. И что?

Пока нет внимания – выступать, передавать информацию, бессмысленно.

Так что же важнее: текст, красивые слова, энергичные жесты или внимание?

Когда я нахожусь в зале, наблюдая за выступлением своего клиента, я смотрю в первую очередь на внимание зала. Для этого выбираю место в зале так, чтобы видеть и сцену и зрительный зал, как можно лучше. И выступление оратора оцениваю, прежде всего, по вниманию публики.

Каким должно быть внимание? Максимальным. Пусть не 100-процентным. Достаточно приемлемым пределом является 80-99%

Ведь аудитории бывают разные. Согласен, всем не угодишь. И, если потеряно внимание 20 человек ради внимания 80 – это допустимо. Для оратора среднего уровня.

За внимание нужно бороться! Совершать любые действия, привлекающие внимание.

  • Играть голосом. Двигаться. Жестикулировать. Интриговать. Шутить. Делать комплименты. Что угодно, лишь бы внимание было максимально возможным.

Да, не стоит переживать, если внимание не 100%. Но стоит переживать, если оно меньше 80%.

Нужно не просто привлечь внимание. Необходимо установить зрительный контроль над вниманием.

Как контролировать внимание?

Вот для этого и нужно смотреть в зал.

Видеть каждого зрителя. Кто чем занимается. С каким вниманием слушает.

Поймать внимание каждого человека в зале. И управлять этим вниманием.

Подогревать. Возбуждать. Привлекать.

Первая пауза, которую должен сделать оратор, выдерживается сразу после появления оратора перед публикой. Сразу после выхода оратора. Для установления этого внимания.

  • Оратор вышел. Взглянул на аудиторию. Выдержал паузу. Установил зрительный контакт. Поймал внимание.

И только после такой паузы можно начинать речь.

Если же внимания еще мало, оратор делает все возможное, чтобы привлечь его.

Для этого тоже необходимо делать паузы. Большие и маленькие.

  • И не ради самих пауз. Паузы в данном случае являются инструментом оратора. Так же, как и взгляд, жесты, интонации. В данном случае, это  – инструменты для управления вниманием публики.

Хочу подытожить, что внимание публики важнее пауз, жестов и красивых слов.

Меня часто просят оценить оратора.

  • Спрашивают о разном. Является ли ошибкой неверное ударение? Правильно ли подобраны слова? Не слишком ли быстрые жесты?

Ожидают, что я буду критиковать именно за ошибки. И удивляются, что меня это мало заботит. Что для меня одиночные ошибки – а так, пустячки. Мне куда важнее было – внимание публики?

  • Подумаешь, ошибки! Слово не так сказал! Жесты не так сделал. И что? С кем не бывает? Если даже кто в зале и заметил – тут же забыл. Может быть, именно эти ошибки и привлекли внимание зрителей? Может, это были заранее спланированные ошибки?

Если оратор совершил много ошибок – это куда менее печально, нежели потеря внимания публики. Куда хуже, когда не было ошибок, но и не было внимания. Это и есть глобальная ошибка, перекрывающая все остальные.

  • Как привлекать внимание – это отдельная тема. Как использовать паузы – тоже отдельный разговор. Посмотрите другие статьи этого сайта.

С уважением, тренер по ораторскому искусству Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги 

Как лучше выступать оратору: за трибуной, или около трибуны?

Сразу скажу мое мнение:

«За трибуной выступают плохие (или начинающие ) ораторы! Это место — не для профессионала».

Оратор у трибуны. Как лучше выступать оратору: за трибуной, или около трибуны?

Нужна ли трибуна хорошему оратору?

И вот почему.
Да, трибуны придумали — как место выступления оратора. На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну пожно опереться, заняв делом свои руки. Да, трибуна — упрощает выступление.

Но!

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это — преграда. Как визуальная, так и энергетическая.  А зачем это выступающему?

Второе. Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему делать жесты — это помощь. Хорошему — ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя «защищенно».

У него есть своя «территория» — трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория — зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Так где же выступать оратору?

  1. На сцене, если таковая есть. На возвышении, чтобы всех видеть, всех чувствовать.

    Трибуна для оратора

    Трибуна без оратора

  2. Возле трибуны, если нет другого места.
  3. Перед трибуной.
  4. Но лучше всего — комбинация всех вариантов: немного за трибуной, немного возле трибуны, перед трибуной, в аудитории, среди публики… Двигаясь легко и непринужденно.

Так нужна ли трибуна хорошему оратору?

  • Разве что, положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.

Оратор выступает всем телом, а не только головой и губами! 🙂 И трибуна оратору, мастеру ораторского искусства,  особо не нужна.

  • Большая просьба: оставьте, пожалуйста, комментарии к статье. Очень нужно!

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

/ Трибуна оратора / Кто выступает за трибуной / Нужна ли трибуна оратору / Как выступать за трибуной / Трибуна барьер перед оратором / Как лучше выступать за трибуной / Оратор на трибуне / Чем мешает оратору трибуна / Оратор без трибуны /

Клуб ораторов в Днепропетровске

Открывает двери Клуб Ораторов в Днепропетровске.

Клуб ораторов в ДнепреКоторый снова начинает свою работу для того, чтобы ораторы могли попрактиковаться в выступлениях.

Приглашаются участники всех тренингов Школы Ораторского Мастерства в Днепропетровске.

Участники первого курса, второго, третьего и выпускники прошлых лет.

Формат занятий Клуба ораторов отличается от тренинга

Будут другие упражнения, значительно больше времени на выступления, запись видео, обсуждение.

Днепр. Клуб ораторов.Занятия Клуба ораторов уже проходят в разные  дни 18.30-21.00 (узнавать у администратора)

Стоимость занятий Клуба Ораторов на порядок ниже стоимости тренинга

Звоните:

0979028552 Юлия
0500355654 Виктория

Ждем вас в Клубе Ораторов!

Невербальная речь. Невербальный диалог оратора с публикой

Невербальный диалог с публикой

Невербальная речь. Невербальное воздействие оратора на публику.

Оратор общается с публикой не только с помощью слов.

Когда оратор выступает с речью, что-то говорит, кажется, что говорит только она сторона, оратор. А люди слушают.

Но это только видимая сторона выступления. И слышимая.

А есть «невидимое» общение. И «неслышимая» речь. Между оратором и аудиторией происходит общение.

Бессловесный разговор.

И очень важно, чтобы этот невербальный диалог с залом состоялся. И поддерживался всё выступление.

Читать далее