Лень. Что такое лень и как с ленью бороться?

В этой статье пойдет речь о том, что такое лень и как с ней бороться.

Лень

Лень. Что такое лень и как с этим бороться.
По поводу лени есть много заблуждений. Разберем некоторые из них и рассмотрим методы «борьбы» с ленью.

  • Кстати, почему я взял на себя смелость писать здесь про «борьбу» с ленью? Потому что моя работа — обучать людей (в т.ч. ораторскому мастерству). А многим моим ученикам лень обучаться. И, несмотря на это, мне ПРИХОДИТСЯ ИХ УЧИТЬ! А ленивых учить вдвое тяжелее.

Начнем с заблуждений и ошибочных мнений, которые мешают здраво оценить ситуацию.

Читать далее

Как скучный доклад превратить в интересную речь?

На одной конференции зачитывались доклады. В основном, о выполненной работе. Скучище.

Но!

Среди докладчиков выделился один оратор.

Что он сделал?

Читать далее

Как полюбить себя

Жесты

Как мы относимся к самому себе?

Ребенок, появляясь на свет, еще ничего не знает ни о мире, ни о себе. Отношение ребенка к себе начинается с отношения к нему родителей. К этому добавляется оценка окружающих. В детстве нас и ругали, и хвалили. И родители, и учителя, и сверстники приложили к нашей оценке свои мнения. В результате, мы и сами начали себя хвалить или ругать, любить и не любить.
В любой ситуации, хорошей или плохой, мы себя оцениваем, ругая или хваля себя. Из этого формируется самооценка.

Можно выделить такие признаки нелюбви к себе:

— я болезненно реагирую на критику;
— часто мысленно сравниваю себя с другими и в этих сравнениях проигрываю;
– мой труд приносит мне мало радости и удовольствия;
— сталкиваясь с новой задачей, я очень сомневаюсь и переживаю, что смогу ее выполнить;
— я давно уже ничего не делал для себя просто так.

Самооценка ребенка зависит от окружающих. Поэтому полезно заботиться о самооценке детей! Даже, если и хочется их в чем-то критиковать, покажите свою любовь и продемонстрируйте заботу. «Милый ребенок! Я тебя очень люблю, и буду любить, несмотря на беспорядок в твоей комнате. Но обязательно накажу, и пусть буду лить слезы вместе с тобой, но я научу тебя убирать за собой. Верю в тебя!»

Обратите свое внимание на себя

Житейская мудрость: «Единственный человек, с которым мне жить ВСЮ жизнь — это я сам». Любовь к себе начинаются с внимания к себе.

Полезно уделять себе больше внимания! Не просто так, а как к самому любимому человеку. Например, дарить себе подарки, надевать хорошие вещи, даже дома. Полезно планировать отдых, заботиться о своем здоровье, уделять время спорту.

Обращайте внимание, что когда у нас плохое настроение, мы плохо относимся, прежде всего, к самому себе. К примеру, человек, который не любит себя, наказывает себя за ошибку: ругается и портит себе настроение. А человек любящий себя, внимательно относится к себе после ошибки. Любя, он сам же себя утешит, похвалит, подымет настроение шуткой.

Человек — система целостная!

Мы часто сами придумываем себе недостатки и мучаемся потом собственным несовершенством. Ведь все человеческие качества, и позитивные и негативные сами по себе нейтральны. Окраску им придаем мы сами. Исключительно от нас зависит то, как мы чувствуем себя: хорошо или плохо. И от этого зависит, любим мы себя или не любим.

Не стоит делить свои качества на недостатки и достоинства. Все они по-своему эффективны, в зависимости от конкретной ситуации. К примеру, сложно без здоровой доли эгоизма добиваться некоторых целей. А такие хорошие качества, как доброта и доверие, могут нас сделать жертвами нечестных людей.

Полезно принять все наши качества потому, что это естественно!
С чего начать? С желания и терпения. И есть два пути:

1. Полюбить себя со всеми достоинствами и недостатками.
2. Сделать себя таким, каким хочется быть.

Беда многих людей состоит в том, что они выбирают один из этих путей. Полезнее – оба пути соединить в один: и любить и улучшать себя. И быть собою любимым, и критически себя подстёгивать.

Рекомендации:

  • Не говорите о себе плохо — даже самому себе.
  • Любовь к себе начинается с мелочей — пользуйтесь лучшим из доступного на данный момент (одежда, обувь, продукты, средства ухода за собой, вещи и т.п.).
  • Хвалите себя и гордитесь своими достижениями.
  • Цените свое время и силы и не тратьте их на кого и на что попало.
  • Никогда не жалуйтесь и не позволяйте жаловаться другим. «Я всегда ОК!» — говорите себе и поверьте в это!

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

= Мастерство общения = Уверенность в себе =

Письмо к ученому соседу. А. П. Чехов

Пару слов от себя:

Люблю это произведение Антона Павловича Чехова! Люблю! И часто вспоминаю его, когда общаюсь с «умными людьми». Общаюсь, и вспоминаю это «письмо».

Уверен, и вы получите большое удовольствие от прочтения!


А. П. Чехов

ПИСЬМО К УЧЕНОМУ СОСЕДУ

Дорогой Соседушка.

Максим(забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная, всё одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых, увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т. е. подлунного. Читать далее

Кони А.Ф. «Советы лекторам»

А. Ф. КОНИ СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ

(1920-е гг., впервые опубликовано в 1956 г.)

§ 1. Необходимо готовиться к лекции: собрать интересное и важное, относящееся к теме — прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.
§ 2. Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
§ 3. Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.
§ 4. Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Все это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.
Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось сказать.
Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: «Я об этом много думал». Другой великий человек — Альва Томазо Эдисон сказал, что в его 316 изобретениях было 98 процентов «потения» и 2 процента «вдохновения».
Многим известно, во что обходился «перл создания» нашему Гоголю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.
В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые, нет-нет, да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора.
§ 5. Желательно начинать речь с обращения: Товарищи. Можно построить начальную фразу и так, чтобы эти слова были в середине: Сегодня, товарищи, вам предстоит…
§ 6. Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного — взрослым, скучного — молодежи.
§ 7. Тон речи может повышаться (то, что в музыке crescendo), но следует вообще менять тон — повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельных слов (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это «иногда» определяется местом в речи. Говоришь о Толстом,- и первая фраза об его «уходе» может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается величие момента в жизни нашего великого писателя. Точных указаний делать по этому вопросу нельзя: их может подсказать чутье лектора, вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи (то же, что абзац или красная строка в письменной). Речь не должна произноситься одним махом; она должна быть речью, живым словом.
§ 8. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.
§ 9. Не следует расхаживать по сцене, делать однообразных движений, например покачиваний с ноги на ногу, приседать и т. п.
§ 10. Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки,к которой привлекается во все время речи е го в з о р.
317
§ 11. Лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком.
§ 12. От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах. Никакие отвлекающие причины не должны на него действовать (бинокли, газеты, поворачивания, шорох, плач ребенка, лай случайно забравшейся собаки). Лектор должен делать свое дело. Указанные мелочи (их можно насчитать с десяток), между которыми есть и действующие на самолюбие, с практикой, психически не будут оказывать влияния, к ним лектор привыкает.
§ 13. В случае резкого шума — призвать к тишине и продолжать речь. Если перед началом речи можно предположить, что будет шумно, если видно, что публика нервная, самую речь начать с призыва к тишине, а в этот призыв полезно включить одну-две фразы завлекающего характера.
§14. Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце. Публика подмечает все, и шаблон может быть поводом к какой-нибудь неожиданной выходке, например, шаблонно начатую лектором фразу закончит кто-нибудь в рядах и опередит лектора. Шаблон — совершенно недопустимое зло во всяком творчестве.
§ 15. Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на
200 строк.
§ 16. Форма речи — п рост а я , понятная. Иностранный элемент допустим, но его следует тотчас же объяснить, а объяснение должно быть кратким, начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать трудно понимаемых иронии, аллегорий и т. п.; все это не усваивается неразвитыми умами, пропадает зря, хорошо действует простое наглядное сравнение,параллель,выразительный эпитет.
§ 17. Лирика допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее). Лирика должна быть искренней, как и вся речь вообще. Все же или почти все должно быть в форме и содержании речи,- вот почему предварительная подготовка и выработка плана так важны и необходимы.
§ 18. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы «трогательное» действительно «трогало» сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно; ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего притока трогательности, от этого получается контрастный фон: черные линии сливаются с черным фоном, а на белом выступают резко. Так и с трогательным. Например, читать сцены казни Остапа надо протокольно, сухо, холодно, стальным крепким голосом и
изменить его там, где нельзя уже не изменить: описание страданий казаков и Остапа и возглас его: «Батько! Слышишь ли ты все это?!»
§ 19. Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи.
Привлечь (завоевать) внимание слушателей-первый ответственный момент в речи лектора — самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым интересным (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» — вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. д. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.
Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая.
Пример первый. Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что Калигула был сыном Герма-ника и Агрипины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому, что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалуй, интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу надо давать его, а только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно, из рассеянного станет сосредоточенным. Стоять можно на подготовленной почве, а не на первой попавшейся случайной. Это — закон. Первые слова и имеют эту цель: привести собравшихся в состояние внимания. Первые слова должны быть совершенно простыми (полезно избегать в этом моменте сложных предложений, хороши простые предложения). Можно начать так: В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, било крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда, и когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то… далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу.
319
Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед — в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости.
Разумеется, если лектор не выдвинет в речи о Калигуле его жестокости, то не нужен и людоед. Тогда надо будет взять другое для завоевания внимания. Оригинальность начала интригует, привлекает, располагает ко всему остальному; напротив того, обыкновенное начало принимается вяло, на него нехотя (значит, неполно) реагируют, оно заранее определяет ценность всего последующего.
Пример второй. Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко — непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темною ночью.
Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин.
Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт, физик, химик…
Пример третий. Надо говорить о законе всемирного тяготения. Принимая во внимание все предшествовавшее о вступлении, о первых словах лектора для завоевания внимания, и эту лекцию можно было бы начать так: В рождественскую ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке. Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» — только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона…
Как привлечь внимание и через это подействовать на волю, превосходно пояснено в рассказе А. П. Чехова «Дома» (прием тот же, что и здесь).
Начало должно быть в соответствии с аудиторией, знание ее необходимо. Например, начало лекции о Ломоносове не подошло бы к аудитории интеллигентной, так как с первых же слов все догадались бы, что речь идет именно о Ломоносове, и оригинальность начала превратилась бы в жалкую искусственность.
Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и, наконец, появится та
320
«смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно:
1) краткостью,
2) быстрым движением речи,
\ 3) краткими освежающими отступлениями.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной.
Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А. П. Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжижает речь, что делает ее «предлинно-венной», что нарушает второе требование: быстрое движение речи вперед. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно важны. Все неважное — выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Краткость — сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много. Тогда речь краткая, тогда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы почувствовать себя приятно опьяненным, тогда она исполнит завет Майкова: словам тесно, а мыслям просторно1.
Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам — моментам) речи. Например, что приходится слышать: Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее… Вместо этих нестоящих слов надо сказать: Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью. Потом — закрепление примерами. Краткие освежающие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомиться. Утомленное внимание — невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием данного места речи. В маленькой речи можно обойтись и без отступлений: внимание может сохраниться хорошими качествами самой речи.
Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в конце речи о Ломоносове
1 Вероятно А. Ф. Кони имел в виду строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Подражание Шиллеру. II Форма»: «…Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям — просторно».
11 Зак. 5012 Л. К. Граудина 321
(см. выше) можно сказать: Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина — только в жажде знании, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя.
Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец — разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье — тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), ч то дальше говорить нечего.
§ 20. Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому.
Пример: черты характера Калигулы — жестокость, разврат, самомнение, расточительность. Если в рассказ о жестокости поместить черту расточительности (мысль перескочила!), а в рассказ о разврате — черту самомнения (мысль опять перескочила!), то получится отсутствие логического течения мысли. Это совершенно недопустимо. Средство против такого недостатка — обдуманный план и его точное исполнение, естественное течение мысли доставляет, кроме умственного, глубокое эстетическое наслаждение. Об этом говорил и Пушкин.
Течение мысли подобно синему столбику термометра, а отступления — черточкам, указывающим целое число градусов, но только не в такой равномерной последовательности.
§ 21. Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами…

Печатается по изданию: Кони А. Ф. Избр. произведения: В 2-х т.-М., 1959.-Т. 1.-С. 129-139.

Риторика. Ораторское искусство. Кони А. Ф. СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ

Советы, рекомендации ораторам от великого оратора, юриста, академика Анатолия Федоровича Кони.

Комплименты творят чудеса!

Комплимент – путь к здоровью.

Комплименты. Как сделать комплимент.
Комплименты нужны всем-всем.

Они повышает самооценку человека и удовлетворяет его потребность в положительных эмоциях. Комплименты важны для здоровья, как витамины и минералы. Человек, долгое время не слышащий комплиментов, начинает чахнуть, и тут никакие лекарства не помогут, кроме доброго слова. Это самые настоящие волшебные слова.

В словаре Ожегова: «комплимент — любезные, приятные слова».

Всё, что будет приятно слышать собеседнику о себе – можно назвать комплиментом.

Лучшим комплиментом является тот, в котором каждое слово правдиво. Комплимент перестает быть таковым и переходит в лесть, как только мы начинаем слегка привирать. Лесть, как горькая конфета в золотой обертке, ей радуются, пока не раскусят.

«Вы сегодня необычайно красивы» – это комплимент.
«Я не видел девушек красивее вас» – лесть.

Правдивыми должны быть не только слова, но и интонации. «Как я рад Вас видеть!» — можно говорить только с неподдельной радостью.

Бытует мнение, что комплиментпреувеличение.

Не обязательно!

Можно говорить о внешности человека.

«Мне нравится твой галстук».

О чертах характера.

«Восхищаюсь твоей пунктуальностью».

О делах.

«Тебе можно поручать самые ответственные дела».

Услышав комплимент, человек озаряется улыбкой. Скрытные люди своей реакции не показывают. Но эта улыбка озаряет их изнутри. А ваши слова они будут вспоминать еще долго. Хотите, чтобы ваши родные были здоровы – позаботьтесь, говорите им комплименты!

Читать далее

Важный навык

Целуйко Андрей, Симферополь, отзыв о тренинге ораторское искусство

Целуйко Андрей, бизнес-тренер, Симферополь

Есть навыки, которые нужны очень редко. Умение разводить костер с помощью дощечек.
Есть навыки, которые нужны не часто. Умение приготовить вкусный плов.
А есть навыки, которые вы используете каждый день. Умение общаться с людьми, например.

В свое время у Олега Болсунова я прошел курсы ораторского мастерства. С тех пор прошло уже прилично времени, и много проведено переговоров, встреч, лекций и выступлений. Многое из теории курса ораторского я уже забыл. Но вот навыки, которые был сформированы еще на курсе, остались. И каждый раз дает о себе знать в самых разных моментах жизни.

Например, сегодня у нас был прямой эфир на телеканале «Крым». Ведущий сразу предупредила нас, что говорится не нужно, так как вопросы будут близкими к спонтанным. Поэтому приходилось надеяться только на накопленный опыт. Конечно, были мелкие ляпы (куда ж без них), но внутреннее состояние спокойствия присутствовало все время. А так же спокойная осознанная речь.

Считаю ораторское искусство — одним из самых важных навыков нашей жизни.

Читать другие отзывы здесь….

Обучая людей — мы меняем мир

Образование — это самое мощное оружие, с помощью которого можно изменить мир. (с) Нельсон Мандела

Важно, какие ценности преподносятся вместе с образованием. Если учителя будут говорить о свободе — вырастут свободолюбивые люди. Если учителя будут говорить о превосходстве своей нации над другими — вырастут нацисты. Если учителя вместе с обучением будут говорить о … (здесь можно вставить любое слово)…

На своих занятиях я не только обучаю ораторов. Я меняю мир, насколько это возможно с моей точки мира.

Люди, которых я обучил — тоже будут менять мир, выступая и влияя на других людей своей красивой и уверенной речью. Те люди тоже будут менять мир…

У меня чудесная… и очень ответственная профессия…

И очень хорошо, что в моей жизни были мудрые учителя. Они тоже изменили мир, воспитав меня, в числе многих своих учеников.

Мир продолжает меняться… 🙂

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

Вiдгук про навчання ораторському мистецтву вiд Аркушина Едуарда

Одна з найбільших переваг Олегових тренінгів з ораторського мистецтва- це його власна програма, створена по цеглинці впродовж чималого часу.

Вперше потрапив на заняття Олега в 2000 році.

Бачив, як народжується ця програма, приймав участь в захопливих творчих майстернях.

Ораторське мистецтво

Эдуард Аркушин. Ораторське мистецтво.

Що мені дуже подобається — тут немає зайвої балаканини, наукоємної теорії. Але дуже багато живої практики. Корисні та нестандартні вправи з риторики. Дуже динамічно, яскраво, креативно.

Час від часу я приходжу на тренінги Олега, щоби вдосконалити вміння виступати публічно. І завжди приємно побачити на заняттях цікавих талановитих людей, що дбають про власний розвиток. Багато з них стали моїми друзями та добрими знайомими.

Чимало людей, коли пройшли це навчання, використали його у своїй професійній діяльності. Будь то проведення тренінгів, влаштування свят, політика, продажі, управління тощо.

Особисто мені багаж знань, умінь та навичок, здобутий на цих програмах, дуже допомагав і в роботі керівника служби підбору персоналу, і під час тренерської роботи.
Я радив ці курси і колегам, і підлеглим, і друзям, і знайомим.

Тішить, що програма жива — постійно вдосконалюється та оновлюється. Коли приходиш через певний час на нібито той самий тренінг- скорше за все побачиш щось новеньке…

Аркушин Едуард, тренер, м. Дніпропетровськ.

Читать другие отзывы здесь….

Сколько должно длиться выступление оратора?

Сколько должно длиться выступление оратораЕсли публика довольна, и не хочет вас отпускать, можно рассказывать бесконечно.

Вспомните выступление любого артиста, которого публика просит «выступить на бис» долгими аплодисментами. Так ведь бывает?

Сколько такое выступление может длиться? Два, три часа.

А ведь пролетает время, как одно мгновение.

Но бывают выступления ораторов всего на двадцать минут, а кажется, что прошла уже целая вечность. Как хочется, чтобы поскорее прошли эти двадцать минут.

Так сколько же должно длиться выступление?

Читать далее

Сказка о храме с тысячью зеркал

Много сотен лет назад, одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель.

Поднявшись по ступенькам храма, собака вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

В этот миг она увидела тысячу оскаленных псов, и услышала многоголосный рык.

Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака.

Она также поднялась по ступеням храма. Вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак.

Радостно залаяв, она покинула храм с полной уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.

  • Мир часто является только отражением нас самих: если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
  • Эту сказку я рассказываю на своих занятиях, потому что она и об ораторском искусстве тоже.

 

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

Оратор. Свободные жесты

Развивать жесты важно и нужно. Сначала новый навык требует усилий и сосредоточенности. Поначалу, жесты могут казаться неестественными, некрасивыми.

Скорее нелепыми. Кроме того, подсознание, да и сознание тоже, поначалу сильно сопротивляется: «Привычнее же по-другому. Как! Чтобы рукой вот так и еще вот так! Это некрасиво! Так же никто не делает!»
(Не делает — и зря!)

Спустя время, эти движения принимаются телом, жесты становятся естественнее, они требуют меньшей сосредоточенности. Навык переходит из сознательных движений в подсознательный навык. Позже, эти жесты станут вашими родными.

И частью вашего имиджа.

Процесс превращения сознательного навыка в подсознательный навык требует времени и усилий. Так в школе мы изучали, к примеру, математику и учили стихи.

Но жестам обучиться куда быстрее и проще, чем выучить, скажем, алгебру и геометрию.

В овладении жестами нам помогут практические упражнения. Они просты.

Может, даже слишком просты.

Выполняя эти упражнения, ваши руки будут привыкать к новым движениям. Это самое главное в процессе обучения жестам: искать новые движения, находить, повторять, осваивать.

Вы в детстве строили домики или замки из кубиков и прочих подручных средств? Когда у вас только один вид кубиков – получается обычный домик. Если найти и принести еще досочки, палочки, лесенки – можно и дворец соорудить. Так и с жестами. Пока у нас с вами один ограниченный набор движений – жесты привычны и обыденны. Выполняя упражнения, мы находим новые движения. Именно они становятся новым строительным материалом для красивых и ярких жестов.

Какими бы простыми ни казались упражнения, выполнять их надо обязательно.

Итак, становимся у зеркала и выполняем ниже перечисленные упражнения. Не стоит обращать внимание на то, что получается плохо, где-то коряво и неуклюже. Все равно делайте. И подолгу задерживаться на упражнении тоже не стоит. Весь комплекс упражнений (с прочтением заданий) должен занять у вас около 30 минут.

А вот возвращаться к этим упражнениям спустя время – очень рекомендуется.

Упражнения полезно делать под музыку, лучше медленную, медитативную.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Подняться в Оглавление книги 

Обязательно ли нужны оратору жесты?

У меня часто спрашивают, обязательно ли оратору жестикулировать?

И я искренне отвечаю, что нет, не обязательно.

Жесты оратора. Нужны ли они?

Нужны ли оратору жесты?

Я и сам, если бы не умел жестикулировать, всё равно хорошо бы выступал.

К примеру, я могу вести тренинг 4 часа, не вставая с кресла и не поднимая рук. Могу. И буду при этом удерживать внимание людей легко и надёжно. Но, это уже сейчас, а не раньше.

Но дело не в том, можно ли выступать без жестов. Дело в другом — с жестами выступать легче, проще и естественнее, чем без них.

Можно без жестов. Можно. Посредственно выступать — можно. Но мастерски — не получится!

И вот почему: в настоящем выступлении участвует не только голос, не только интонации, и не только жесты — всё тело участвует в выступлении; вся энергия тела и души, сливаясь с энергией зала делает выступление.

А без свободных и энергичных движений всем телом хорошего выступления не сделать.

читать далее, нужны ли жесты оратору, или можно без них обойтись?

Если нечего сказать…

Из письма:

Олег Игоревич! Говорить с паузами уже получается. Но не удовлетворен качеством речи (беден выбор). В этом моя самая основная проблема: приходится все время подбирать слова довольно долго (при обычном темпе речи).
В результате — скудная, сбивчивая не достаточно информативная, ненасыщенная речь.
С уважением, Юрий.

Спасибо за хороший вопрос! Давайте поразмыслим.

Проблема не в том, что беден выбор слов.

Беден выбор используемых слов.

Согласитесь, слов мы слышали немало. И все эти слова мы понимали. И мы знаем много слов. Но вот вспомнить, подобрать нужное слово — не сразу получается. Так?

Ситуация распространенная.

И об этом следующая тема:

  • Как повысить словарный запас?

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги 

«Как бы чего не вышло…»

orator_D7Эпизод из фильма:
Молодой человек с девушкой. Все хорошо, и вдруг она начинает плакать.

— Ты чего?
— Да вот, подумала, мы с тобой любим друг друга, поженимся, родится у нас ребенок, вырастет, уедет учиться в другой город, и вот как-нибудь утром пойдет в институт и попадет под машину…

«Как бы чего не вышло…»

Тревожность — это склонность переживать различные ситуации как угрожающие. Если человеку в голову часто приходят мысли: «а вдруг…», «а что, если», «а ведь можно было бы», если он подвержен частым сомнениям и переживаниям относительно ситуаций настоящего, будущего и даже прошлого, можно сказать, что он склонен тревожиться.

Можно выделить два вида тревожности:

— ситуативная (кратковременная). Появляется в какие-то моменты, в стрессовых ситуациях и т.п.;
— личностная (причина которой — сама личность). Когда переживания и тревоги — постоянная составляющая жизни.

Тревожиться безответственно

Задумайтесь — сколько времени в день вы тратите на переживания о том, что уже случилось?
Тревожность часто связана с низкой ответственностью человека и неуверенностью в себе. Ответственный и уверенный человек знает, что все делает правильно. Если случится что-то непредвиденное, он сможет решить ситуацию. У него нет времени на тревоги.

А безответственные люди предпочитают тревожиться: «Потому что, пока я тревожусь — я очень занят, и можно другими делами не заниматься!» Тревожность отнимает время жизни и наносит вред здоровью. Но есть люди, которые даже хвастают тревожностью: «Я так переживаю! Вчера целый день ничего не могла делать!»

Жаль, что в телесериалах культивируют тревожность, как форму высокой духовности человека. Для взрослого человека такие внушения не сильно опасны, но вот для детей — губительны. Они впитывают игру героев экрана, подражают им. «Я всегда переживаю, вчера у меня даже сердце разболелось!» — хвастается семилетняя девочка. А что же с ней будет, когда она вырастет?

Тревожность лишает нас возможностей

Например, мы заключаем сделку. Возникают мысли: «А что будет, если меня подведут? А что будет, если случится непредвиденное? А вдруг, я передумаю?» Так можно и не начать никогда. В прошлых статьях я писал, что трудные задачки полезно разбить на простые шаги, и решать их по одной. Да, возможно, получится что-то медленней, зато наверняка.

Тревожность — это способ и повод ничего не делать. Это возможность быть безответственным.

Практические рекомендации:

  • Не сожалейте о «пролитом молоке». Очень часто нам мешают неудачи прошлого: «Меня обманули -стоит ли теперь доверять?», «У меня не получилось — стоит ли начинать все сначала?» Это все равно, что начать есть из пластиковой посуды, потому что любимая стеклянная тарелка разбилась, из страха, что и следующая тарелка разобьется.
  • Не пилите опилки. Не стоит помногу раз возвращаться к ситуациям и думать «а можно было бы поступить так», «а если бы я…». Пусть наше прошлое учит и развивает, а не тормозит движение вперед. Делать выводы полезно, а вот переживать о прошлой неудаче — все равно, что пилить опилки.
  • Действуйте по принципу «песочных часов». Одна песчинка в единицу времени: решайте проблемы и задачи по мере их поступления.
  • Отдыхайте активно. Тревожность, чаще всего, посещает людей с большой нервной нагрузкой и малой физической. Как правило, во время занятий спортом (бег, йога, танцы, фитнес) или активным отдыхом (велосипед, походы) тревожность исчезает.

С уважением, Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

= Волшебные слова = Мастерство общения =