Ораторское искусство. Выступление экспромтом

Выступление экспромтом – это выступление без подготовки.

Экспромт

Что такое экспромт — талант или результат тщательной подготовки?

Экспромт – показатель мастерства. Считается, что неопытные ораторы речи готовят и заучивают, а опытные ораторы выступают больше экспромтом.

Так ли это?

Кто-то говорит, что умение выступать экспромтом — «дар свыше», или приходит с мастерством.

Есть ораторы, презирающие всякую подготовку и выступающие только экспромтом.

А можно ли обучиться выступать экспромтом новичку?

В этой статье:

  • Что такое экспромт? 
  • Что выдают за экспромт?
  • Как обучиться выступать экспромтом?

Читать далее…

Сергей Чонишвили. Голос, который мне нравится

Меня часто спрашивают, кто из ораторов обладает красивым голосом. Людей, обладающих хорошим голосом мало (или я знаю мало).

Сергей Ножериевич Чонишвили.

Это известный артист очень узнаваемым голосом. Его даже можно сравнить с Юрием Левитаном.

Это его голосом озвучено множество аудиокниг, документальных фильмов, роликов. Это голос номер один на многих телеканалах. Но мало кто его видел в живую (только слышен красивый бархатный голос).

Нажмите на эту ссылку, чтобы услышать его сильный и знакомый голос:

(с) Голос Сергея Чонишвили

Читать далее

Великие ораторы. Адольф Гитлер

Часто у меня спрашивают, а как выступал Адольф Гитлер? С точки зрения ораторского мастерства, Адольф Гитлер был великим оратором?

  • Мы не рассматриваем другие стороны его личности. Нас интересует — ораторское искусство.

Посмотрите это видео с выступлением Гитлера. А мои комментарии прочитаете здесь

Выступление Адольфа Гитлера с переводом.


Предназначено для просмотра участниками Школы Ораторского Мастерства.

Читать КНИГУ ОБ ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ →

Продавец снов

Продавец снов

 

Я продавец. В моих корзинах — сны,
полеты в удивительные страны.
В них чудеса чудес заключены,
в них грозы, наводненья, ураганы.

Есть сны невероятной пестроты —
зелено-красно-желто-голубые.
В них — бабочки, и птицы, и цветы,
и звери тоже, добрые и злые.

Я много снов несу тебе, дружок,
а сны мои вкусней, чем карамели.
Монетку положи-ка на порог,
закрой глаза и жди меня в постели.

Продавец снов = Поэзия / Стихи /

(Роберт Бернс или М. Е. Валч. точно не знаю пока)

Мастерство общения в Днепропетровске

 Общение с людьми — ключ к успеху во многих направлениях современного бизнеса. Но мало кто может похвастать, что он мастер общения.

Мастерство общения

  • Научиться легко входить в контакт с любым собеседником;
  • Развить способность расположить к себе любого человека
  • Уметь легко решать конфликтные ситуации
  • Узнать и опробовать много полезных техник взаимодействия с людьми.
  • Приобрести новых друзей

И в итоге:

  • Стать коммуникабельным человеком.

В программе тренинга мастерства общения:

Минимум теории, максимум техник и практических упражнений на темы:

Тренинг «Мастерство общения» будут проходить по пятницам с 28 февраля 18.30, по адресу Фучика, 18.

Формат тренинга немного отличается от тренинга по ораторскому искусству, но тем не менее практических упражнений на общение и коммуникации будет много.

Тренинг ведет Болсунов Олег Игоревич и другие тренера

Более подробно о тренинге мастерства общения в Днепропетровске вы можете узнать по телефону:

097 902 85 52 Юлия

Объяснение упражнения к риторике Обсуждение речи. Критика

Понравилось стихотворение Оксаны Кесслер. Прочитайте!

Восемь лет. Там, на улице, дышит сад.
И до детства — подать рукой:
Мама рядом. Мне в косу вплетает бант,
тонкий бант с золотой каймой,
Мама что-то поет, говорит «постой»,
золотую ласкает прядь,
Я прошу поскорее — в окошках зной
манит солнцем, к реке, гулять…
Восемнадцать. Коса не по моде мне
/ режут ножницы до плеча /.
Гладят руки мамины по спине,
а в глазах облака — печаль.
Двадцать восемь. Беру на ладонь виток,
светло русый пшеничный мед,
Дочка просит быстрее — в окне ее
бесконечное небо ждет….
Прижимаю к груди золотистый свет…
Вспоминается тонкий бант,
И для мамы цветов полевых букет
ровно детство тому назад…
Я шепчу точно так же, как мне она —
«тише, доченька, не спеши»,
Только дышит на улице влажный сад
и зовет торопиться жить…

автор: Оксана Кесслер

Тренинг достижения целей. Днепропетровск

Удача или успех?

Есть такие понятия, как удача и успех.

Что такое удача? Это то, что раздается щедрою рукою госпожи Фортуны.

А успех? Это то, чего человек добивается самостоятельно. Первое мало предсказуемо, кому везёт много, кому мало. Обычно удачей не гордятся, ей хвастают…

  • А вот успех – это то, что человек творит сам. И этим можно гордиться.

 

Главное в цели - желание

Цель — идеальный образ результата

 

Мы знаем множество людей, которые в жизни достигали своих целей и добились великих результатов. И нам известны люди, которые никогда ничего не добиваются. Жизнь первых – успешная жизнь, эти люди сделали её такой.

  • Люди сами творят свою жизнь.

Сомневаюсь, что люди специально и сознательно делают свою жизнь неуспешной. Во всяком случае, это не про нас. Мечты, желания, надежды есть в каждом человеке. А как эти желания и мечты сделать реальностью? Как не надеяться и ждать, а уверенно получать желаемое? Без мудрой подсказки здесь довольно трудно. На своих ошибках и собственным опытом можно добиться многого… Но сколько лет пройдет?
А можно использовать опыт других людей. Их удачи. К тому же выбрать самые эффективные.

«Целедостижение»

  • Это наука о достижении целей.

Как мечты и желания превращать в цели, и как этих целей добиваться. К тому же добиваться быстро, в нужное время. Многие люди, достигая своих целей, придумывали свои хитрости и стратегии. Из этих личных стратегий появлялись общие закономерности, которые переросли в стратегии, модели, схемы.

  • У некоторых тренеров подобный тренинг называется «Целеполагание».

Тренинг «Целедостижение» предназначен для ознакомления с наиболее действенными техниками достижения целей. Простыми и практичными, доступными любому человеку.
И это назовем условно первым уровнем. Вторым уровнем назовём психологию и философию человека, которые позволяет достигать цели те, в которые не совсем-то и верится. Третьим уровнем назовём использование не только успеха, но и удачи…

Тренинг состоит из 3 занятий по 3 часа. Это тренинг (то есть минимум лекции и максимум практических упражнений), поэтому на него полезно приходить со своими желаниями, мечтами или целями.

В программе тренинга:

  • «Мечты сбываются и не сбываются…» Чем отличаются мечты и желания от целей.
  • «Из Лягушки в Принцы…» Как превратить мечту в реальность.
  • «Лень — двигатель прогресса или отсутствие мотивации?» Как работать с ленью.
  • «Создание любого себя.» Как стать тем, кем вы не являетесь.
  • «Измени себя — изменишь мир». Создание собственного будущего.
  • «Подсознание может всё!» Как задействовать своё подсознание.
  • «Чтобы не ждать 50 лет». Управление временем.
  • «Мне не дано?». Технология мастерства.
  • «Мастер приготовления чая». Как перенести мастерство с одной области в другую.
  • «Колесо Фортуны». Состояние везения.

Стресс

КомплиментыКак правило, слово «стресс» ассоциируется с чем-то неприятным и проблемным.

Стресс – это нормально

Впервые описан канадским врачом Гансом Селье в 1936 году. Стресс – это ответная реакция организма на происходящие с нами изменения. Любые радостные или грустные изменения в жизни: переезд на новую квартиру, свадьба, рождения ребенка, собеседование на работу, ссоры с близкими — все эти события вызывают в организме реакцию стресса.

Читать далее

Не бойтесь бояться!

Причин страхов может быть множество. Их можно свести к двум категориям: отсутствие опыта (знаний, навыков, информации) и наличие негативного опыта (слухов, информации).

Страхи из первой категории жить не мешают. Но удерживают от развития, являются причиной неуверенности в себе. Страхи второй категории жить мешают. Являются причиной боязни общественного мнения, боязни совершения ошибок. В обоих случаях лучшим доктором являются: знания и опыт.

Приобретайте положительный опыт!

Чтобы не бояться воды – нужно научиться плавать! Так и во всем остальном. Чтобы не бояться публичных выступлений, полезно пойти на курсы риторики, где участники получают удачный опыт выступлений. И чем больше такого опыта, тем меньше страха, до полного исчезновения.

Достаточно просто привыкнуть

Наше глубинное подсознание не любит нового, тех действий, о которых нет внутреннего опыта. Специалист по трудоустройству, Трегубенко Елена, рассказывает, что многие люди с радостью сменили бы свою работу. Им проще остаться на низкооплачиваемой работе, нежели переступить порог кадрового агентства. Но во второй раз они это делают проще, в третий – тем более. На своих курсах она не столько обучает заполнять резюме, сколько дает положительный опыт самого факта трудоустройства.

Не нужно крайностей

Я против одноразовых методов. За один день смелость не приобретается. Мои друзья прыгали с парашютом, но не избавились от страха высоты. А вот тренировки по скалазанию и горные походы свели страх высоты к минимуму. И одного выступления не достаточно для преодоления страха публичных выступлений. Но периодическое повторение снижает страх, как таковой. На моих занятиях по ораторскому искусству, почти все ученики перестают бояться аудитории на пятом занятии.

Читать далее

За что мы боремся в личных отношениях?

orator_D7В других людях нам нравится не все и не всегда. Мы с этим либо соглашаемся, либо начинаем бороться. Можно говорить о борьбе за прошлое, за настоящее и будущее.

Бороться за прошлое – глупо

«Ты неряха, потому что разбил чашку!», — упрекаем мы кого-то. Так мы пытаемся изменить прошлое, которого уже нет. Чашку не воскресить, а наказывать человека плохим словом — какая из этого польза? И чашки нет, и человек грустит, наказанный нами.

А если сказать по-другому: «Разбитая чашка – к счастью. А ты будь внимателен. Делать несколько дел одновременно не всегда хорошо!» Здесь – и забота, и уважение, и тот же результат.

Все, что уже случилось – не изменишь. Но попытки изменить прошлое, хотя бы на словах, все же встречаются. Когда людям вспоминают былые неудачи, ошибки.

Обида – это, скорее всего, форма борьбы за прошлое. Нас уже обидели, но мы упорно всем доказываем, что это было не правильно. Дети демонстрируют надутые губки, взрослые – находят более изощренные методы демонстрации. Ключевой фразой борьбы за прошлое является: «Потому что…»
Месть – самая жестокая форма борьбы за прошлое, и самая неразумная.

Бороться за настоящее — затратно

Есть люди, которые борются за настоящее: «Убери за собой! Прямо сейчас!» — говорят они. Это все же разумнее, чем говорить: «Вечно ты за собой оставляешь бардак!». В таком подходе больше толку, чем в борьбе за прошлое.

Но если человек по вашему настоянию сделает что-то сейчас, не факт, что он будет это делать еще когда-либо. Сегодня ваш ребенок убрал за собой игрушки, потому что вы его заставили. Если завтра никто не заставит – игрушки останутся разбросанными.

Мудро ли бороться за настоящее? Не совсем. Настоящее сложно изменить, потому что оно уже предопределено прошлым, оно является продолжением прошлого. Но борьба за настоящее – самая распространенная форма конфликтов. Получить все и сейчас же. Доказать, вынудить, забрать.

Борьба за настоящее оправдана лишь в том случае, когда силы неравны. И мы явно выиграем. А когда силы равны, борьба может быть долгой, яростной и безрезультатной. В борьбе за настоящее нет времени для поиска решения. Когда один борется, а второй ищет компромисс – последний проигрывает. Когда борются обе стороны – как правило, они терпят взаимное поражение. Разница лишь в количестве «потерь».

Бороться за будущее — эффективно

Можно бороться за будущее наших отношений.

«Милый ребенок! Я тебя обожаю! – так можно начать разговор с ребенком. — Но вижу, что ты еще не любишь, или не умеешь убирать за собой. Давай, я тебе сегодня помогу сделать уборку. А завтра ты это сделаешь сам. Хорошо? У тебя получится, я верю». Не факт, что разговор приведет к результату. Но вероятность его значительно выше, чем борьба за прошлое или за настоящее.

Мудро ли бороться за будущее? Да. Можно будущее творить сейчас, или, когда страсти борьбы за настоящее стихнут.

Борьба за будущее характеризуется фразой: «Для того, чтобы…» Здесь есть время договориться, предложить варианты и услышать ответное мнение. Чтобы вывести человека из борьбы за прошлое или настоящее, можно задать вопрос: «Хорошо, а что мы будем делать потом?»

Вера в человека, в отношения – это один из эффективных способов формирования будущего. Человек еще таким не стал, а мы в него уже верим. Какими вы хотите видеть ваших родных и близких? Вот так к ним уже и относитесь, как будто они такими уже являются. Все, что вам не нравится в них – лучше и не вспоминайте.

1. В любом конфликте обязательно задумывайтесь, за что боретесь, что хотите изменить: прошлое или будущее?
2. Вместо вопроса: «Почему ты так сделал?», почаще говорите себе: «А для чего ты так сделал?».
3. Верьте в людей и в отношения! Относитесь к людям так, как будто бы они уже стали такими.
4. Легко прощайте за прошлое, но боритесь за свое будущее.

С уважением, Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

= Волшебные слова = Мастерство общения =

Юные ораторы! Ораторское искусство — это здорово, весело и легко!

Вот и подходит к завершению очередной Базовый курс ораторского искусства для школьников!

Каждую субботу мы собирались вместе и обучались такому не легкому, но очень интересному искусству.
Если в начале, мы осваивали самые азы, то сейчас, оглядываясь назад, понимаем какой путь и огромный труд проделали. Но, так как все было весело, увлекательно и интересно, каждая встреча приносила удовольствие, все получилось!

Теперь впереди следующая ступенька — Второй курс Школы Ораторского Мастерства и новые непокоренные вершины!

А тех, кто тоже хочет обучиться ораторскому искусству мы ждем в Новую Группу!

На фото тренер риторики Ирина Палько в окружении участников группы обучения ораторскому искусству для школьников

Новые, яркие, харизматичные и такие разные юные выпускники Школы Ораторского Искусства

 

Читать другие отзывы здесь….

Успешно прошел еще один тренинг по ораторскому искусству

Успешно прошел Базовый тренинг по ораторскому искусству 12-13 октября в Днепропетровске. В основном приехали гости из других городов, были и днепропетровцы. Все довольны. В том числе и тренера.

Навыки освоены, выступления получились хорошими, некоторые из них попадут на странички сайта «Лучшие легенды и притчи».

Еще один тренинг. Очередной. Обычно я об этом и не пишу, иначе такие записи будут каждую неделю по нескольку раз.

Каждую неделю Наша Школа Ораторского искусства проводит обучение в Днепропетровске и других городах Украины. Как тренер я работаю пять-семь дней в неделю: открытые группы, закрытые группы, индивидуальное обучение, консультации. Кроме меня работают и другие тренера нашей Школы: Юлия Желудкова и Палько Ирина. Ведутся не только взрослые группы, но и детские группы (пока только в Днепропетровске).

До новых встреч!

С уважением, Болсунов Олег

Видео — притчи

На наших занятиях мы часто используем притчи. С ними выступают участники нашей Школы ораторского искусства.

Некоторые такие выступления (не все, конечно) попадают на видео.

Обычно такое видео никому не показывается.

Следующее видео пишется поверх предыдущего на моей видеокамере. Жалко, конечно, но некогда такое видео оцифровывать и выкладывать для всеобщего просмотра.

Но все-же исключения есть. У меня находится время для загрузки видео. Посмотрите ниже.

1.

2.

А еще притчи и еще видео смотрите на сайте: «Лучшие легенды и притчи». Рекомендую! Заходите на сайт!

Где обучиться ораторскому искусству?

Приходите в нашу Школу Ораторского Мастерства!

Мы обучаем ораторскому искусству.

Индивидуально и группами.

Мы не читаем лекции! Мы обучаем ораторскому искусству с помощью практических упражнений и выступлений участников.

Так же, как обучают танцам на занятиях по танцам.

Мы обучаем всех желающих, кто пришел сам и хочет обучиться этому нелегкому навыку.

Читать далее

Кони А.Ф. «Советы лекторам»

А. Ф. КОНИ СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ

(1920-е гг., впервые опубликовано в 1956 г.)

§ 1. Необходимо готовиться к лекции: собрать интересное и важное, относящееся к теме — прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.
§ 2. Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
§ 3. Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.
§ 4. Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Все это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.
Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось сказать.
Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: «Я об этом много думал». Другой великий человек — Альва Томазо Эдисон сказал, что в его 316 изобретениях было 98 процентов «потения» и 2 процента «вдохновения».
Многим известно, во что обходился «перл создания» нашему Гоголю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.
В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые, нет-нет, да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора.
§ 5. Желательно начинать речь с обращения: Товарищи. Можно построить начальную фразу и так, чтобы эти слова были в середине: Сегодня, товарищи, вам предстоит…
§ 6. Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного — взрослым, скучного — молодежи.
§ 7. Тон речи может повышаться (то, что в музыке crescendo), но следует вообще менять тон — повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельных слов (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это «иногда» определяется местом в речи. Говоришь о Толстом,- и первая фраза об его «уходе» может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается величие момента в жизни нашего великого писателя. Точных указаний делать по этому вопросу нельзя: их может подсказать чутье лектора, вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи (то же, что абзац или красная строка в письменной). Речь не должна произноситься одним махом; она должна быть речью, живым словом.
§ 8. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.
§ 9. Не следует расхаживать по сцене, делать однообразных движений, например покачиваний с ноги на ногу, приседать и т. п.
§ 10. Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки,к которой привлекается во все время речи е го в з о р.
317
§ 11. Лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком.
§ 12. От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах. Никакие отвлекающие причины не должны на него действовать (бинокли, газеты, поворачивания, шорох, плач ребенка, лай случайно забравшейся собаки). Лектор должен делать свое дело. Указанные мелочи (их можно насчитать с десяток), между которыми есть и действующие на самолюбие, с практикой, психически не будут оказывать влияния, к ним лектор привыкает.
§ 13. В случае резкого шума — призвать к тишине и продолжать речь. Если перед началом речи можно предположить, что будет шумно, если видно, что публика нервная, самую речь начать с призыва к тишине, а в этот призыв полезно включить одну-две фразы завлекающего характера.
§14. Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце. Публика подмечает все, и шаблон может быть поводом к какой-нибудь неожиданной выходке, например, шаблонно начатую лектором фразу закончит кто-нибудь в рядах и опередит лектора. Шаблон — совершенно недопустимое зло во всяком творчестве.
§ 15. Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на
200 строк.
§ 16. Форма речи — п рост а я , понятная. Иностранный элемент допустим, но его следует тотчас же объяснить, а объяснение должно быть кратким, начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать трудно понимаемых иронии, аллегорий и т. п.; все это не усваивается неразвитыми умами, пропадает зря, хорошо действует простое наглядное сравнение,параллель,выразительный эпитет.
§ 17. Лирика допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее). Лирика должна быть искренней, как и вся речь вообще. Все же или почти все должно быть в форме и содержании речи,- вот почему предварительная подготовка и выработка плана так важны и необходимы.
§ 18. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы «трогательное» действительно «трогало» сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно; ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего притока трогательности, от этого получается контрастный фон: черные линии сливаются с черным фоном, а на белом выступают резко. Так и с трогательным. Например, читать сцены казни Остапа надо протокольно, сухо, холодно, стальным крепким голосом и
изменить его там, где нельзя уже не изменить: описание страданий казаков и Остапа и возглас его: «Батько! Слышишь ли ты все это?!»
§ 19. Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи.
Привлечь (завоевать) внимание слушателей-первый ответственный момент в речи лектора — самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым интересным (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» — вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. д. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.
Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая.
Пример первый. Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что Калигула был сыном Герма-ника и Агрипины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому, что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалуй, интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу надо давать его, а только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно, из рассеянного станет сосредоточенным. Стоять можно на подготовленной почве, а не на первой попавшейся случайной. Это — закон. Первые слова и имеют эту цель: привести собравшихся в состояние внимания. Первые слова должны быть совершенно простыми (полезно избегать в этом моменте сложных предложений, хороши простые предложения). Можно начать так: В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, било крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда, и когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то… далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу.
319
Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед — в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости.
Разумеется, если лектор не выдвинет в речи о Калигуле его жестокости, то не нужен и людоед. Тогда надо будет взять другое для завоевания внимания. Оригинальность начала интригует, привлекает, располагает ко всему остальному; напротив того, обыкновенное начало принимается вяло, на него нехотя (значит, неполно) реагируют, оно заранее определяет ценность всего последующего.
Пример второй. Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко — непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темною ночью.
Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин.
Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт, физик, химик…
Пример третий. Надо говорить о законе всемирного тяготения. Принимая во внимание все предшествовавшее о вступлении, о первых словах лектора для завоевания внимания, и эту лекцию можно было бы начать так: В рождественскую ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке. Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» — только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона…
Как привлечь внимание и через это подействовать на волю, превосходно пояснено в рассказе А. П. Чехова «Дома» (прием тот же, что и здесь).
Начало должно быть в соответствии с аудиторией, знание ее необходимо. Например, начало лекции о Ломоносове не подошло бы к аудитории интеллигентной, так как с первых же слов все догадались бы, что речь идет именно о Ломоносове, и оригинальность начала превратилась бы в жалкую искусственность.
Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и, наконец, появится та
320
«смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно:
1) краткостью,
2) быстрым движением речи,
\ 3) краткими освежающими отступлениями.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной.
Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А. П. Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжижает речь, что делает ее «предлинно-венной», что нарушает второе требование: быстрое движение речи вперед. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно важны. Все неважное — выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Краткость — сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много. Тогда речь краткая, тогда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы почувствовать себя приятно опьяненным, тогда она исполнит завет Майкова: словам тесно, а мыслям просторно1.
Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам — моментам) речи. Например, что приходится слышать: Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее… Вместо этих нестоящих слов надо сказать: Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью. Потом — закрепление примерами. Краткие освежающие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомиться. Утомленное внимание — невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием данного места речи. В маленькой речи можно обойтись и без отступлений: внимание может сохраниться хорошими качествами самой речи.
Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в конце речи о Ломоносове
1 Вероятно А. Ф. Кони имел в виду строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Подражание Шиллеру. II Форма»: «…Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям — просторно».
11 Зак. 5012 Л. К. Граудина 321
(см. выше) можно сказать: Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина — только в жажде знании, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя.
Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец — разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье — тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), ч то дальше говорить нечего.
§ 20. Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому.
Пример: черты характера Калигулы — жестокость, разврат, самомнение, расточительность. Если в рассказ о жестокости поместить черту расточительности (мысль перескочила!), а в рассказ о разврате — черту самомнения (мысль опять перескочила!), то получится отсутствие логического течения мысли. Это совершенно недопустимо. Средство против такого недостатка — обдуманный план и его точное исполнение, естественное течение мысли доставляет, кроме умственного, глубокое эстетическое наслаждение. Об этом говорил и Пушкин.
Течение мысли подобно синему столбику термометра, а отступления — черточкам, указывающим целое число градусов, но только не в такой равномерной последовательности.
§ 21. Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами…

Печатается по изданию: Кони А. Ф. Избр. произведения: В 2-х т.-М., 1959.-Т. 1.-С. 129-139.

Риторика. Ораторское искусство. Кони А. Ф. СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ

Советы, рекомендации ораторам от великого оратора, юриста, академика Анатолия Федоровича Кони.