Сказка о храме с тысячью зеркал

Много сотен лет назад, одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель.

Поднявшись по ступенькам храма, собака вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

В этот миг она увидела тысячу оскаленных псов, и услышала многоголосный рык.

Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака.

Она также поднялась по ступеням храма. Вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак.

Радостно залаяв, она покинула храм с полной уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.

  • Мир часто является только отражением нас самих: если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
  • Эту сказку я рассказываю на своих занятиях, потому что она и об ораторском искусстве тоже.

 

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

Словами мы создаем новую реальность

Словами мы можем создавать новую реальность. 

То, чего нет.

Можем создавать, а можем и нет.

Можем создавать новую реальность, а можем чуть исказить данную реальность.

Читать далее

Почему нет хороших ораторов?

У меня часто спрашивают, почему у нас мало хороших ораторов?

А откуда им взяться?

Наглядная ситуация. Сижу на конференции руководителей профтехучилищ. Председательствующий ровно 20 минут читал нам что-то с листа… Все уныло занялись своими делами. (А я начал писать вот эту заметку)

Видео с этой конференции:

И что, этот выступающий не видел, что собравшимся людям вообще не нужна его речь? Может быть, и не видел. Потому что он был занят чтением.

Читать далее

Оратор и публика

Начинается новая глава: «Оратор и публика»

Оратор и публика

Наверное, самая важная тема в ораторском искусстве.

Хорош ли оратор или плох? Оценить мастерство оратора можно только на публике.

Публика бывает разная. И одно и то же Ваше выступление может быть и удачным и неудачным в разных аудиториях.

То есть, не все зависит от вас, есть и внешние факторы.

Вы, как оратор, должны уметь наводить в аудитории дисциплину, управлять, как отдельными людьми,  так и группами.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

Днепропетровск. Второй курс обучения ораторскому искусству

Тренинг риторики. Второй курс

Второй курс риторики. Невербальная речь.

Второй курс по ораторскому мастерству в Днепропетровске.

  Приглашаются выпускники Базового курса ораторского искусства. Разных лет. И разных групп.

Будем практиковаться в выступлениях и учиться дальше ораторскому искусству:
Подробнее о втором курсе ораторского мастерства

Надежды, ожидания и заблуждения обучения ораторскому искусству

Выступать на публике нелегко.

В чем причина?

Считается, что самой важной причиной плохих выступлений оратора является страх публичных выступлений.

Людям кажется, что преодолев такой страх, они сразу станут хорошими ораторами. Им кажется, что для хорошего выступления достаточно преодолеть этот страх. И избавиться от волнения.

— Я хочу выступать без волнения!
— Если я не буду волноваться – я выступлю хорошо!
— Оратор должен быть уверенным в себе. Мне нужно стать уверенным в себе и я стану лучшим оратором!

И на тренинг люди идут с мечтой получить уверенность в себе. Побороть страх выступлений. Не волноваться перед публикой.

Каким образом?

Этого будущие ученики не знают. Им кажется, что есть некий «секрет». Или есть «особые техники риторики». Существуют «настройки оратора по технологии НЛП». А кто-то считает, что нужно «просто разобраться в себе под чутким руководством «Мастера».

Читать далее

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Оратор — это, прежде всего, внимание публики!
Нет внимания — нет оратора.

Является ли оратором тот преподаватель ВУЗа, которого не слушают студенты? Вряд ли.

И пусть он рассказывает наполненную смыслом речь. И что?

Пока нет внимания – выступать, передавать информацию, бессмысленно.

Так что же важнее: текст, красивые слова, энергичные жесты или внимание?

Когда я нахожусь в зале, наблюдая за выступлением своего клиента, я смотрю в первую очередь на внимание зала. Для этого выбираю место в зале так, чтобы видеть и сцену и зрительный зал, как можно лучше. И выступление оратора оцениваю, прежде всего, по вниманию публики.

Каким должно быть внимание? Максимальным. Пусть не 100-процентным. Достаточно приемлемым пределом является 80-99%

Ведь аудитории бывают разные. Согласен, всем не угодишь. И, если потеряно внимание 20 человек ради внимания 80 – это допустимо. Для оратора среднего уровня.

За внимание нужно бороться! Совершать любые действия, привлекающие внимание.

  • Играть голосом. Двигаться. Жестикулировать. Интриговать. Шутить. Делать комплименты. Что угодно, лишь бы внимание было максимально возможным.

Да, не стоит переживать, если внимание не 100%. Но стоит переживать, если оно меньше 80%.

Нужно не просто привлечь внимание. Необходимо установить зрительный контроль над вниманием.

Как контролировать внимание?

Вот для этого и нужно смотреть в зал.

Видеть каждого зрителя. Кто чем занимается. С каким вниманием слушает.

Поймать внимание каждого человека в зале. И управлять этим вниманием.

Подогревать. Возбуждать. Привлекать.

Первая пауза, которую должен сделать оратор, выдерживается сразу после появления оратора перед публикой. Сразу после выхода оратора. Для установления этого внимания.

  • Оратор вышел. Взглянул на аудиторию. Выдержал паузу. Установил зрительный контакт. Поймал внимание.

И только после такой паузы можно начинать речь.

Если же внимания еще мало, оратор делает все возможное, чтобы привлечь его.

Для этого тоже необходимо делать паузы. Большие и маленькие.

  • И не ради самих пауз. Паузы в данном случае являются инструментом оратора. Так же, как и взгляд, жесты, интонации. В данном случае, это  – инструменты для управления вниманием публики.

Хочу подытожить, что внимание публики важнее пауз, жестов и красивых слов.

Меня часто просят оценить оратора.

  • Спрашивают о разном. Является ли ошибкой неверное ударение? Правильно ли подобраны слова? Не слишком ли быстрые жесты?

Ожидают, что я буду критиковать именно за ошибки. И удивляются, что меня это мало заботит. Что для меня одиночные ошибки – а так, пустячки. Мне куда важнее было – внимание публики?

  • Подумаешь, ошибки! Слово не так сказал! Жесты не так сделал. И что? С кем не бывает? Если даже кто в зале и заметил – тут же забыл. Может быть, именно эти ошибки и привлекли внимание зрителей? Может, это были заранее спланированные ошибки?

Если оратор совершил много ошибок – это куда менее печально, нежели потеря внимания публики. Куда хуже, когда не было ошибок, но и не было внимания. Это и есть глобальная ошибка, перекрывающая все остальные.

  • Как привлекать внимание – это отдельная тема. Как использовать паузы – тоже отдельный разговор. Посмотрите другие статьи этого сайта.

С уважением, тренер по ораторскому искусству Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги 

Сколько времени нужно оратору для подготовки речи?

chtenie teksta2Сколько времени нужно для подготовки речи?

Аналогию с ораторским искусством можно провести с уборкой урожая пшеницы.

Можно сделать и другие аналогии.

Убирают пшеницу летом. Но когда сеют? Ранней весной.

А озимую пшеницу сеют еще раньше — осенью.

Еще задолго до сбора урожая готовят землю для семян, пашут, боронят. Готовят отборное зерно. Сеют, подкармливают, культивируют… И только после этого можно надеяться на хороший урожай.

Так?

Как это связано с ораторским искусством?

Читать далее

Скромность. Что такое скромность и как с этим бороться.

Скромность — это проявление мании величия. Это — раздутое чувство собственной значимости.

Скромность. Что такое скромность и как с этим бороться. Мания величия и чувство собственной значимости.

Скромный челок скромно откажется от выступления на публике. И все с эти согласятся — ведь он скромный.

Или не так? Я что-то напутал?

Давайте разбираться.

Почему человек становится скромным? А скромным быть легче — делать ничего не нужно. Стой себе скромно и всем видом показывай: «Я вот такой, скромный.»

Почему человек скромный — это выгодно.

Почему человек скромный — потому что так легче спрятать свой страх. Скромность — это страх.

Скромность — это оковы. Один раз попробовав сладость «скромности» человек всё чаще играет в эту игру. Это беспроигрышная игра. Никогда не проиграешь. Но… эта игра засасывает, как болото.

Читать далее

Тренинг-интенсив. Базовый курс риторики за два дня. Днепропетровск.

Тренинг ораторского искусства

Ораторское искусство. Только практические упражнения.

Тренинг Ораторского Мастерства в Днепропетровске. Базовый курс. Интенсив.

 
За два дня вы полностью пройдете полный Базовый курс, получите все необходимые навыки, закрепив их на практике прямо на занятии.

Время тренинга: 10.00-16.00

  • Если вы из другого города, и ждать группу в вашем городе еще долго — приезжайте в Днепропетровск! Для Вас будет существенная скидка, как участнику из другого города (и помощь в поиске гостиницы)
  • Стоимость двухдневного тренинга: 1500 грн. (при предварительной оплате от 1200 грн)

Прочитать дальше про тренинг-интенсив в Днепропетровске

Сила воли. Как развивать силу воли. Сила воли, как основное средство преодоления лени.

Сила воли. Как развивать силу воли. Сила воли, как средство преодоление лени.

Выступать — страшно. И, чтобы подойти к этой трибуне, — нужна сила воли.

Сила воли. В этой статье пойдет речь о том, что такое сила воли и как ее развивать.

Как правильно бороться с ленью?

Бороться с ленью – непонятное занятие. Если лень в нас, то с чем мы боремся? С собой?

Не с ленью нужно бороться, а развивать навык. Какой? Силу воли:

Не хочется делать (лень) — а делать буду (сила воли).

Сила воли

И вот тут начинаются первые возражения:
— Ну, я так не хочу. А можно как-нибудь без силы воли?
Почему? — Лень?

Все мы знаем, что развитие силы воли важно и полезно каждому. Знаем, но не развиваем. Почему? А вот это и попадает в определение лени. «Знаем, что нужно, но не делаем!». Это и есть лень.

Лень — это тогда, когда мы знаем, что нужно делать, но не делаем.

Читать далее

На что похоже обучение ораторскому искусству?

На своих занятиях я провожу аналогию с обучением плаванью.

Потому что есть очень похожая ситуация. Да и воды люди боятся так же, как и публичных выступлений, если не умеют ни плавать ни выступать.

Еще обучение ораторскому искусству похоже на обучение скалолазанию.

Страх высоты и страх публичных выступлений очень похож. И преодоление и того и другого — суть та же.

Много лет я посвятил походам, соревнованиям по техникам горного туризма, водил в походы. Был руководителем туристического клуба.

Читать далее

Лень. Что такое лень и как с ленью бороться?

В этой статье пойдет речь о том, что такое лень и как с ней бороться.

Лень

Лень. Что такое лень и как с этим бороться.
По поводу лени есть много заблуждений. Разберем некоторые из них и рассмотрим методы «борьбы» с ленью.

  • Кстати, почему я взял на себя смелость писать здесь про «борьбу» с ленью? Потому что моя работа — обучать людей (в т.ч. ораторскому мастерству). А многим моим ученикам лень обучаться. И, несмотря на это, мне ПРИХОДИТСЯ ИХ УЧИТЬ! А ленивых учить вдвое тяжелее.

Начнем с заблуждений и ошибочных мнений, которые мешают здраво оценить ситуацию.

Читать далее

Пауза после каждого слова

Практическое упражнение

Пауза перед каждым словом

Важный навык – умение выдержать паузу в любом месте предложения. В любом, после любого слова. А для этого мы выполним упражнение, в котором будем произносить речь с паузой…..после…..КАЖДОГО…..слова. Пауза должна быть большой, 2-3 секунды.

Это очень важное упражнение для отработки паузы. На моих тренингах у большей части участников упражнение не получается с первого раза.

Читать далее

Где выступать легче, перед большой или маленькой аудиторией?

Где выступать легче, перед большой или маленькой аудиторией. Самая легкая аудитория Где выступать страшнее?

Часто задают вопрос:

«А в какой группе выступать легче, в большой или маленькой?»

На такой вопрос нет универсального ответа. Но давайте разберем причины, по которой задается подобный вопрос.

Чаще всего, это – страх. Страх, что аудитория будет критиковать оратора. Что люди из аудитории не дадут оратору хорошо выступить.

Так?

А в какой аудитории отдельный человек может воздействовать открыто на оратора?

Читать далее