Почему нет хороших ораторов?

У меня часто спрашивают, почему у нас мало хороших ораторов?

А откуда им взяться?

Наглядная ситуация. Сижу на конференции руководителей профтехучилищ. Председательствующий ровно 20 минут читал нам что-то с листа… Все уныло занялись своими делами. (А я начал писать вот эту заметку)

Видео с этой конференции:

И что, этот выступающий не видел, что собравшимся людям вообще не нужна его речь? Может быть, и не видел. Потому что он был занят чтением.

Читать далее

Оратор и публика

Начинается новая глава: “Оратор и публика”

Оратор и публика

Наверное, самая важная тема в ораторском искусстве.

Хорош ли оратор или плох? Оценить мастерство оратора можно только на публике.

Публика бывает разная. И одно и то же Ваше выступление может быть и удачным и неудачным в разных аудиториях.

То есть, не все зависит от вас, есть и внешние факторы.

Вы, как оратор, должны уметь наводить в аудитории дисциплину, управлять, как отдельными людьми,  так и группами.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

Легко ли обучиться ораторскому искусству?

Легко ли обучиться ораторскому искусству
Легко!

Когда-то я сам не умел выступать. Боялся. Долго боялся. И в школе и в институте 🙂

Мне казалось, что выступать – не для меня.

Но жизнь подсказывала, что можно обучиться многому.

Читать далее

Базовый курс по ораторскому искусству

ritorika_5

Базовый курс ораторского мастерства.
Мы не читаем лекции – мы обучаем!

Обучение ораторскому искусству – это не лекция о том, как правильно выступать.
Будущие ораторы выполняют практические упражнения.
Отдельно выполняются упражнения по произношению слов, отдельно жесты, контроль слов, паузы, зрительный контакт и прочие элементарные навыки. Потом отдельные элементы соединяются во фрагменты речи оратора: например, соединить вербальную речь и паузы, взгляд и жесты. С каждым упражнением растет сложность заданий. И к концу обучения, все становятся хорошими ораторами и  выступают с хорошими речами, контролируя каждое свое слово, каждый жест.
Более подробно о Базовом курсе ораторского мастерства.

Хорошее выступление оратора. Пример выступления

Понравилось выступление Анджелы Ли Дакворт

И само выступление, как оратора. И тема, поднятая Анджелой Ли Дакворт очень впечатлила. Посмотрите!

Выступление оратора об обучении. И подымается (близкая мне) очень важная тема:

Ключ к успеху! Что важнее IQ? ЧТО ВАЖНЕЕ ТАЛАНТА?

Твердость характера!

Видео с субтитрами (ниже в статье приложен весь текст на русском)

Когда мне было 27, я бросила очень ответственную работу в сфере управленческого консалтинга и заменила её ещё более ответственной —

Читать далее

Надежды, ожидания и заблуждения обучения ораторскому искусству

Выступать на публике нелегко.

В чем причина?

Считается, что самой важной причиной плохих выступлений оратора является страх публичных выступлений.

Людям кажется, что преодолев такой страх, они сразу станут хорошими ораторами. Им кажется, что для хорошего выступления достаточно преодолеть этот страх. И избавиться от волнения.

– Я хочу выступать без волнения!
– Если я не буду волноваться – я выступлю хорошо!
– Оратор должен быть уверенным в себе. Мне нужно стать уверенным в себе и я стану лучшим оратором!

И на тренинг люди идут с мечтой получить уверенность в себе. Побороть страх выступлений. Не волноваться перед публикой.

Каким образом?

Этого будущие ученики не знают. Им кажется, что есть некий «секрет». Или есть «особые техники риторики». Существуют «настройки оратора по технологии НЛП». А кто-то считает, что нужно «просто разобраться в себе под чутким руководством «Мастера».

Читать далее

Оратор. Мусор в словах и как с этим бороться

Слова как слова. В общем, типа, короче, как его, эээ, ну, мммм… Это, по функциям, служебные слова, предназначенные для связывания предложений в одну речь. Ничего плохого они не делают. Помогают. Но… засоряют речь так же. Они, по сути, не несут какой-либо информации, они, как паразиты, живут в нашей речи, засоряя эфир.

Бороться с этими “посторонними” словами не нужно. Полезно их заменить… паузами.

Да, именно паузами.

У многих людей слова паразиты и различные «э-э», «м-м» являются связывающими элементами, вставками в речь вместо пауз. Боязнь сделать паузу почему-то распространена у людей, особенно у тех, кто волнуется при выступлениях. Именно психологический страх сделать паузу заставляет многих людей говорить лишние слова и издавать ненужные звуки.

Читать далее

Как скучный доклад превратить в интересную речь?

На одной конференции зачитывались доклады. В основном, о выполненной работе. Скучище.

Но!

Среди докладчиков выделился один оратор.

Что он сделал?

Читать далее

Важный навык

Целуйко Андрей, Симферополь, отзыв о тренинге ораторское искусство

Целуйко Андрей, бизнес-тренер, Симферополь

Есть навыки, которые нужны очень редко. Умение разводить костер с помощью дощечек.
Есть навыки, которые нужны не часто. Умение приготовить вкусный плов.
А есть навыки, которые вы используете каждый день. Умение общаться с людьми, например.

В свое время у Олега Болсунова я прошел курсы ораторского мастерства. С тех пор прошло уже прилично времени, и много проведено переговоров, встреч, лекций и выступлений. Многое из теории курса ораторского я уже забыл. Но вот навыки, которые был сформированы еще на курсе, остались. И каждый раз дает о себе знать в самых разных моментах жизни.

Например, сегодня у нас был прямой эфир на телеканале “Крым”. Ведущий сразу предупредила нас, что говорится не нужно, так как вопросы будут близкими к спонтанным. Поэтому приходилось надеяться только на накопленный опыт. Конечно, были мелкие ляпы (куда ж без них), но внутреннее состояние спокойствия присутствовало все время. А так же спокойная осознанная речь.

Считаю ораторское искусство – одним из самых важных навыков нашей жизни.

Читать другие отзывы здесь….

Сколько должно длиться выступление оратора?

Сколько должно длиться выступление оратораЕсли публика довольна, и не хочет вас отпускать, можно рассказывать бесконечно.

Вспомните выступление любого артиста, которого публика просит «выступить на бис» долгими аплодисментами. Так ведь бывает?

Сколько такое выступление может длиться? Два, три часа.

А ведь пролетает время, как одно мгновение.

Но бывают выступления ораторов всего на двадцать минут, а кажется, что прошла уже целая вечность. Как хочется, чтобы поскорее прошли эти двадцать минут.

Так сколько же должно длиться выступление?

Читать далее

Сказка о храме с тысячью зеркал

Много сотен лет назад, одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель.

Поднявшись по ступенькам храма, собака вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

В этот миг она увидела тысячу оскаленных псов, и услышала многоголосный рык.

Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака.

Она также поднялась по ступеням храма. Вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак.

Радостно залаяв, она покинула храм с полной уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.

  • Мир часто является только отражением нас самих: если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
  • Эту сказку я рассказываю на своих занятиях, потому что она и об ораторском искусстве тоже.

 

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

Обязательно ли нужны оратору жесты?

У меня часто спрашивают, обязательно ли оратору жестикулировать?

И я искренне отвечаю, что нет, не обязательно.

Жесты оратора. Нужны ли они?

Нужны ли оратору жесты?

Я и сам, если бы не умел жестикулировать, всё равно хорошо бы выступал.

К примеру, я могу вести тренинг 4 часа, не вставая с кресла и не поднимая рук. Могу. И буду при этом удерживать внимание людей легко и надёжно. Но, это уже сейчас, а не раньше.

Но дело не в том, можно ли выступать без жестов. Дело в другом – с жестами выступать легче, проще и естественнее, чем без них.

Можно без жестов. Можно. Посредственно выступать – можно. Но мастерски – не получится!

И вот почему: в настоящем выступлении участвует не только голос, не только интонации, и не только жесты – всё тело участвует в выступлении; вся энергия тела и души, сливаясь с энергией зала делает выступление.

А без свободных и энергичных движений всем телом хорошего выступления не сделать.

читать далее, нужны ли жесты оратору, или можно без них обойтись?

Если нечего сказать…

Из письма:

Олег Игоревич! Говорить с паузами уже получается. Но не удовлетворен качеством речи (беден выбор). В этом моя самая основная проблема: приходится все время подбирать слова довольно долго (при обычном темпе речи).
В результате – скудная, сбивчивая не достаточно информативная, ненасыщенная речь.
С уважением, Юрий.

Спасибо за хороший вопрос! Давайте поразмыслим.

Проблема не в том, что беден выбор слов.

Беден выбор используемых слов.

Согласитесь, слов мы слышали немало. И все эти слова мы понимали. И мы знаем много слов. Но вот вспомнить, подобрать нужное слово – не сразу получается. Так?

Ситуация распространенная.

И об этом следующая тема:

  • Как повысить словарный запас?

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги 

Метод Демосфена

Слышали легенду про великого оратора Демосфена?

Конечно же слышали. Да, это тот самый Демосфен, который взяв морские камешки в рот, перекрикивал шум прибоя.

Вот что пишет о Демосфене Плутарх:

Сообщают, что желание посвятить себя красноречию впервые возникло у Демосфена вот при каких обстоятельствах. Оратор Каллистрат должен был выступать перед судом по делу об Оропе, и все с нетерпением ждали этого выступления, что объяснялось не только широкой известностью самого дела, но и мастерством оратора, находившегося тогда на вершине славы.
Каллистрат выступил очень удачно, стяжав огромное восхищение слушателей, и Демосфен позавидовал его славе, видя, как целая толпа с громкими похвалами провожает оратора домой. Но еще больше Демосфен был поражен силою слова, которая, как тогда он понял, способна одолеть и покорить все. И вот, забросив прочие науки и мальчишеские забавы, Демосфен целиком отдался упражнениям в красноречии, чтобы со временем и самому сделаться оратором.
В первый раз народ встретил его недовольным шумом и осмеял за необычное строение речи, периоды которой казались запутанными и сбивчивыми, а доводы натянутыми и неестественными. К этому присоединялись, сколько можно судить, слабость голоса, неясный выговор и, наконец, короткое дыхание, которое, разрывая периоды, нарушало смысл произносимого.

И новая попытка Демосфена успеха не имела, и тут, когда в полном отчаянии, закрывши от стыда лицо плащом, Демосфен отправился домой, его пошел проводить актер Сатир, близкий его приятель. Демосфен стал ему жаловаться.

А вот теперь самое главное, для нашего обучения.

“Верно, Демосфен, – отвечал актёр, – но я быстро помогу твоей беде. Прочти-ка мне, пожалуйста, наизусть какой-нибудь отрывок из Эврипида или Софокла”. Демосфен прочитал, а Сатир повторил, но при этом так передал соответствующий характер и настроение, что Демосфену и самому этот отрывок показался совсем иным. Так Демосфен убедился, сколько стройности и красоты придает речи “игра”, и понял, что сами по себе упражнения значат очень мало или даже вообще ничего не значат, если ты не думаешь о том, как лучше всего преподнести и передать слушателям содержание твоих слов.
Демосфен устроил себе в подземелье комнату для занятий, которая цела и до нашего времени, и, неукоснительно уходя туда всякий день, учился актерской игре и укреплял голос, а нередко уединялся и на два-три месяца подряд, выбрив себе половину головы, чтобы от стыда невозможно было выйти наружу, даже если очень захочется.

И еще важное о Демосфене:

Деметрий Фалерский пишет, что Демосфен уже в старости сам рассказывал ему, какими упражнениями он старался исправить свои телесные изъяны и слабости. Неясный, шепелявый выговор Демосфен одолевал, вкладывая в рот камешки и так читая на память отрывки из поэтов, голос укреплял бегом, разговором на крутых подъемах и тем, что, не переводя дыхания, произносил несколько стихов или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, и перед ним Демосфен выполнял задания, которые сам себе ставил.

На наших занятиях риторики есть много практических упражнений, среди которых – упражнения Демосфена.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

← Вернуться в оглавление книги  

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Оратор – это, прежде всего, внимание публики!
Нет внимания – нет оратора.

Является ли оратором тот преподаватель ВУЗа, которого не слушают студенты? Вряд ли.

И пусть он рассказывает наполненную смыслом речь. И что?

Пока нет внимания – выступать, передавать информацию, бессмысленно.

Так что же важнее: текст, красивые слова, энергичные жесты или внимание?

Когда я нахожусь в зале, наблюдая за выступлением своего клиента, я смотрю в первую очередь на внимание зала. Для этого выбираю место в зале так, чтобы видеть и сцену и зрительный зал, как можно лучше. И выступление оратора оцениваю, прежде всего, по вниманию публики.

Каким должно быть внимание? Максимальным. Пусть не 100-процентным. Достаточно приемлемым пределом является 80-99%

Ведь аудитории бывают разные. Согласен, всем не угодишь. И, если потеряно внимание 20 человек ради внимания 80 – это допустимо. Для оратора среднего уровня.

За внимание нужно бороться! Совершать любые действия, привлекающие внимание.

  • Играть голосом. Двигаться. Жестикулировать. Интриговать. Шутить. Делать комплименты. Что угодно, лишь бы внимание было максимально возможным.

Да, не стоит переживать, если внимание не 100%. Но стоит переживать, если оно меньше 80%.

Нужно не просто привлечь внимание. Необходимо установить зрительный контроль над вниманием.

Как контролировать внимание?

Вот для этого и нужно смотреть в зал.

Видеть каждого зрителя. Кто чем занимается. С каким вниманием слушает.

Поймать внимание каждого человека в зале. И управлять этим вниманием.

Подогревать. Возбуждать. Привлекать.

Первая пауза, которую должен сделать оратор, выдерживается сразу после появления оратора перед публикой. Сразу после выхода оратора. Для установления этого внимания.

  • Оратор вышел. Взглянул на аудиторию. Выдержал паузу. Установил зрительный контакт. Поймал внимание.

И только после такой паузы можно начинать речь.

Если же внимания еще мало, оратор делает все возможное, чтобы привлечь его.

Для этого тоже необходимо делать паузы. Большие и маленькие.

  • И не ради самих пауз. Паузы в данном случае являются инструментом оратора. Так же, как и взгляд, жесты, интонации. В данном случае, это  – инструменты для управления вниманием публики.

Хочу подытожить, что внимание публики важнее пауз, жестов и красивых слов.

Меня часто просят оценить оратора.

  • Спрашивают о разном. Является ли ошибкой неверное ударение? Правильно ли подобраны слова? Не слишком ли быстрые жесты?

Ожидают, что я буду критиковать именно за ошибки. И удивляются, что меня это мало заботит. Что для меня одиночные ошибки – а так, пустячки. Мне куда важнее было – внимание публики?

  • Подумаешь, ошибки! Слово не так сказал! Жесты не так сделал. И что? С кем не бывает? Если даже кто в зале и заметил – тут же забыл. Может быть, именно эти ошибки и привлекли внимание зрителей? Может, это были заранее спланированные ошибки?

Если оратор совершил много ошибок – это куда менее печально, нежели потеря внимания публики. Куда хуже, когда не было ошибок, но и не было внимания. Это и есть глобальная ошибка, перекрывающая все остальные.

  • Как привлекать внимание – это отдельная тема. Как использовать паузы – тоже отдельный разговор. Посмотрите другие статьи этого сайта.

С уважением, тренер по ораторскому искусству Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги