Как увеличить словарный запас

Часто задают вопрос, как увеличить словарный запас? Как увеличить запас слов? В чем дело? Почему слова заканчиваются? Об этом — в статье.

Сначала предыстория, а потом — как увеличить словарный запас разговорных слов.

Книги для развития речи. Как пополнить словарный запас слов? Пополнение словарного запаса слов. Как же увеличить словарный запас. Как пополнить словарный запас. Книги для увеличения словарного запаса.

Как увеличить словарный запас?

Ко мне привели девочку старших классов, чтобы я научил ее хорошо выступать. Родители настаивали, чтобы я обучал ее индивидуально, а не в группе, оплатив стоимость недешевого обучения.

Словарный запас (разговорный) у девочки был почти нулевой.

Зато присутствовали «Э…» «Типа…», «Вобщем…», «Вы поняли…», «Короче…». Этими словами она оперировала  легко и непринужденно: «Слушайте прикол…», «Щас расскажу…».

А дальше — тупик. Запас слов закончился.

Я достаю сборник притч. Выбираю самую короткую. Прошу пересказать своими словами.

И вот тут у меня случился культурный шок. Читать далее

Читать презентации или проводить презентации?

Презентации

Читать презентацию, или проводить?

Есть люди, читающие презентации.

Это понятно. Таких много.

Есть ораторы, проводящие презентацию. То есть, презентующие что-то (товар или услугу).

В чем разница?

Разница большая.

Читать далее

Как скучный доклад превратить в интересную речь?

На одной конференции зачитывались доклады. В основном, о выполненной работе. Скучище.

Но!

Среди докладчиков выделился один оратор.

Что он сделал?

Читать далее

Сколько должно длиться выступление оратора?

Сколько должно длиться выступление оратораЕсли публика довольна, и не хочет вас отпускать, можно рассказывать бесконечно.

Вспомните выступление любого артиста, которого публика просит «выступить на бис» долгими аплодисментами. Так ведь бывает?

Сколько такое выступление может длиться? Два, три часа.

А ведь пролетает время, как одно мгновение.

Но бывают выступления ораторов всего на двадцать минут, а кажется, что прошла уже целая вечность. Как хочется, чтобы поскорее прошли эти двадцать минут.

Так сколько же должно длиться выступление?

Читать далее

Страх выступлений. Как преодолеть страх. Как бороться со страхом.

Что делать, если страшно выступать?

Страх выступлений / Страх публичных выступлений / Страх выступлений перед публикой / Как побороть страх выступлений? / Что делать со страхом выступлений / Пять советов борьбы со страхом выступлений / Преодоление страха выступлений Как побороть страх. Преодоление страха. Страх выступлений. Страх публики. Страх выступать. Борьба со страхом. Методы борьбы со страхом.

Оратор не думает от том, как побороть страх… Так же, как пловец не борется со страхом воды… Но ведь все когда-то не умели плавать…

А ведь действительно выступать — страшно! Я это хорошо помню.

  • С детства слышал фразу «От страха трясутся коленки». И вот, девятый класс, вечер химии в школе. Я вышел (речь помнил назубок). И вдруг: как затрясутся коленки. И такая крупная дрожь! И мне казалось — вся школа это видит…

Да, страшно.

И что же делать?

Лучший способ борьбы со страхом

Конечно же, когда человек не умеет плавать — ему страшно оказаться в воде на глубине. Когда парень не знает элементарных приемов рукопашного боя, ему страшно пройти мимо подвыпивших подростков.

Страшно тогда — когда не умеешь!

А когда уже хорошо владеешь лыжами — хочется горку круче и длиннее. Когда умеешь танцевать  —  занимаешь место в самом центре дискотеки, с самой красивой девушкой. А почему бы и нет?

Так от чего же страшно выступать? От незнания или от неумения?

Об этом — далее. Читать далее

Невербальная речь. Невербальный диалог оратора с публикой

Невербальный диалог с публикой

Невербальная речь. Невербальное воздействие оратора на публику.

Оратор общается с публикой не только с помощью слов.

Когда оратор выступает с речью, что-то говорит, кажется, что говорит только она сторона, оратор. А люди слушают.

Но это только видимая сторона выступления. И слышимая.

А есть «невидимое» общение. И «неслышимая» речь. Между оратором и аудиторией происходит общение.

Бессловесный разговор.

И очень важно, чтобы этот невербальный диалог с залом состоялся. И поддерживался всё выступление.

Читать далее

Выступление оратора в неблагоприятной аудитории

Начинать полезно с себя

Какая может быть реакция человека на страх?

Разная.

Появляется, как минимум, три желания:

  • желание убежать,
  • желание спрятаться,
  • агрессия, желание драться.

Читать далее

Чтение вслух. Как нужно читать вслух.

Чтение вслух. Читать вслух. Чтение вслух.

Когда вы в последний раз читали вслух?

Почему люди плохо читают вслух? Почему так происходит? Почему кажется, что: «Сейчас, ах, как прочитаю!», а выходит сухое чтение? Об этом и поразмышляем. 

А когда вы читали в последний раз вслух?

Давно это было?

В этой статье будут (подробно) рассмотрены причины, по которым люди плохо читают вслух, рекомендации, как развивать чтение вслух, практические упражнения, которые помогут научиться хорошо читать вслух, как себе, так и при публичном выступлении.

Читать далее

Лаконичность

Умение лаконично излагать свои мысли.

Лаконичность. Как говорить лаконично. Как выступать лаконично.Лаконичность.
В детстве мне казалось, что чем больше слов человек говорит – тем он умнее. Длинные и долгие объяснения из уст выступающих считал за проявление образованности и знаний.

Оказалось «с точностью наоборот».

Проявлением ума в ораторском искусстве является умение говорить лаконично. Чем меньше слов используется для раскрытия тезиса – тем лучше. При этом слова и фразы должны быть понятны публике.

Как говорил Антон Павлович Чехов:

«Краткость – сестра таланта!»

Читать далее

Сказка о храме с тысячью зеркал

Много сотен лет назад, одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель.

Поднявшись по ступенькам храма, собака вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

В этот миг она увидела тысячу оскаленных псов, и услышала многоголосный рык.

Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака.

Она также поднялась по ступеням храма. Вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак.

Радостно залаяв, она покинула храм с полной уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.

  • Мир часто является только отражением нас самих: если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
  • Эту сказку я рассказываю на своих занятиях, потому что она и об ораторском искусстве тоже.

 

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

Стихология. Как рассказывать стихотворения.

Стихология. Стихи. Как декламировать стихотворения. Стихология

Не все люди умеют читать стихи.

Не смотря на то, что этому очень много времени уделяется в школе.

Почему?

Причины разные. И мы не будем останавливаться на них.

Справедливости ради отмечу, что многие все-же научились рассказывать стихи в школе, и довольно-таки хорошо.

Но все же, не все умеют хорошо рассказывать стихи.

Да и зачем, справедливо спросите вы? Школьные времена давно прошли и собираться с друзьями у костра мы давно перестали.

Однако не стоит недооценивать значение стихологии.

Читать далее

Почему нет хороших ораторов?

У меня часто спрашивают, почему у нас мало хороших ораторов?

А откуда им взяться?

Наглядная ситуация. Сижу на конференции руководителей профтехучилищ. Председательствующий ровно 20 минут читал нам что-то с листа… Все уныло занялись своими делами. (А я начал писать вот эту заметку)

Видео с этой конференции:

И что, этот выступающий не видел, что собравшимся людям вообще не нужна его речь? Может быть, и не видел. Потому что он был занят чтением.

Читать далее

Оратор и публика

Начинается новая глава: «Оратор и публика»

Оратор и публика

Наверное, самая важная тема в ораторском искусстве.

Хорош ли оратор или плох? Оценить мастерство оратора можно только на публике.

Публика бывает разная. И одно и то же Ваше выступление может быть и удачным и неудачным в разных аудиториях.

То есть, не все зависит от вас, есть и внешние факторы.

Вы, как оратор, должны уметь наводить в аудитории дисциплину, управлять, как отдельными людьми,  так и группами.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

Надежды, ожидания и заблуждения обучения ораторскому искусству

Выступать на публике нелегко.

В чем причина?

Считается, что самой важной причиной плохих выступлений оратора является страх публичных выступлений.

Людям кажется, что преодолев такой страх, они сразу станут хорошими ораторами. Им кажется, что для хорошего выступления достаточно преодолеть этот страх. И избавиться от волнения.

— Я хочу выступать без волнения!
— Если я не буду волноваться – я выступлю хорошо!
— Оратор должен быть уверенным в себе. Мне нужно стать уверенным в себе и я стану лучшим оратором!

И на тренинг люди идут с мечтой получить уверенность в себе. Побороть страх выступлений. Не волноваться перед публикой.

Каким образом?

Этого будущие ученики не знают. Им кажется, что есть некий «секрет». Или есть «особые техники риторики». Существуют «настройки оратора по технологии НЛП». А кто-то считает, что нужно «просто разобраться в себе под чутким руководством «Мастера».

Читать далее

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Оратор — это, прежде всего, внимание публики!
Нет внимания — нет оратора.

Является ли оратором тот преподаватель ВУЗа, которого не слушают студенты? Вряд ли.

И пусть он рассказывает наполненную смыслом речь. И что?

Пока нет внимания – выступать, передавать информацию, бессмысленно.

Так что же важнее: текст, красивые слова, энергичные жесты или внимание?

Когда я нахожусь в зале, наблюдая за выступлением своего клиента, я смотрю в первую очередь на внимание зала. Для этого выбираю место в зале так, чтобы видеть и сцену и зрительный зал, как можно лучше. И выступление оратора оцениваю, прежде всего, по вниманию публики.

Каким должно быть внимание? Максимальным. Пусть не 100-процентным. Достаточно приемлемым пределом является 80-99%

Ведь аудитории бывают разные. Согласен, всем не угодишь. И, если потеряно внимание 20 человек ради внимания 80 – это допустимо. Для оратора среднего уровня.

За внимание нужно бороться! Совершать любые действия, привлекающие внимание.

  • Играть голосом. Двигаться. Жестикулировать. Интриговать. Шутить. Делать комплименты. Что угодно, лишь бы внимание было максимально возможным.

Да, не стоит переживать, если внимание не 100%. Но стоит переживать, если оно меньше 80%.

Нужно не просто привлечь внимание. Необходимо установить зрительный контроль над вниманием.

Как контролировать внимание?

Вот для этого и нужно смотреть в зал.

Видеть каждого зрителя. Кто чем занимается. С каким вниманием слушает.

Поймать внимание каждого человека в зале. И управлять этим вниманием.

Подогревать. Возбуждать. Привлекать.

Первая пауза, которую должен сделать оратор, выдерживается сразу после появления оратора перед публикой. Сразу после выхода оратора. Для установления этого внимания.

  • Оратор вышел. Взглянул на аудиторию. Выдержал паузу. Установил зрительный контакт. Поймал внимание.

И только после такой паузы можно начинать речь.

Если же внимания еще мало, оратор делает все возможное, чтобы привлечь его.

Для этого тоже необходимо делать паузы. Большие и маленькие.

  • И не ради самих пауз. Паузы в данном случае являются инструментом оратора. Так же, как и взгляд, жесты, интонации. В данном случае, это  – инструменты для управления вниманием публики.

Хочу подытожить, что внимание публики важнее пауз, жестов и красивых слов.

Меня часто просят оценить оратора.

  • Спрашивают о разном. Является ли ошибкой неверное ударение? Правильно ли подобраны слова? Не слишком ли быстрые жесты?

Ожидают, что я буду критиковать именно за ошибки. И удивляются, что меня это мало заботит. Что для меня одиночные ошибки – а так, пустячки. Мне куда важнее было – внимание публики?

  • Подумаешь, ошибки! Слово не так сказал! Жесты не так сделал. И что? С кем не бывает? Если даже кто в зале и заметил – тут же забыл. Может быть, именно эти ошибки и привлекли внимание зрителей? Может, это были заранее спланированные ошибки?

Если оратор совершил много ошибок – это куда менее печально, нежели потеря внимания публики. Куда хуже, когда не было ошибок, но и не было внимания. Это и есть глобальная ошибка, перекрывающая все остальные.

  • Как привлекать внимание – это отдельная тема. Как использовать паузы – тоже отдельный разговор. Посмотрите другие статьи этого сайта.

С уважением, тренер по ораторскому искусству Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги