Оратор. Мусор в словах и как с этим бороться

Слова как слова. В общем, типа, короче, как его, эээ, ну, мммм… Это, по функциям, служебные слова, предназначенные для связывания предложений в одну речь. Ничего плохого они не делают. Помогают. Но… засоряют речь так же. Они, по сути, не несут какой-либо информации, они, как паразиты, живут в нашей речи, засоряя эфир.

Бороться с этими «посторонними» словами не нужно. Полезно их заменить… паузами.

Да, именно паузами.

У многих людей слова паразиты и различные «э-э», «м-м» являются связывающими элементами, вставками в речь вместо пауз. Боязнь сделать паузу почему-то распространена у людей, особенно у тех, кто волнуется при выступлениях. Именно психологический страх сделать паузу заставляет многих людей говорить лишние слова и издавать ненужные звуки.

Читать далее

Правильное и неправильное дыхание оратора

Есть различные заблуждения и мифы в обучении ораторским искусством.Правильно дышать оратору. Правильное дыхание оратора. Правильно дышать оратору во время выступления.

Один из мифов — «правильное» дыхание.

Я специально взял в скобки слово «правильное». Потому что не бывает правильного дыхания. Дыхание — бывает. Правильное — не бывает. Бывает естественное и неестественное дыхание.

Поймите меня правильно — я не дилетант.

Я учился «правильно» дышать и на йоге, и на ушу, на холотропке и других «телесках» и, конечно же, на различных курсах красноречия. Я знаю, что такое правильное дыхание.

Никто из ораторов не заморачивается «правильным дыханием».

Никто.

Никто не дышит специально на сцене каким-то особым способом. Хорошие ораторы одинаково дышат, хоть перед выступлением, хоть во время выступления, хоть вне выступления.

Дышат ораторы — естественно. И они не думают во время выступления: «А правильно ли я дышу?» Не думают они о своем дыхании — они думают о публике, и сосредоточены именно на  людях, а не на себе. Это я о хороших ораторах.

Читать дальше о правильном и неправильном дыхании оратора…

 

Пауза после каждого слова

Практическое упражнение

Пауза перед каждым словом

Важный навык – умение выдержать паузу в любом месте предложения. В любом, после любого слова. А для этого мы выполним упражнение, в котором будем произносить речь с паузой…..после…..КАЖДОГО…..слова. Пауза должна быть большой, 2-3 секунды.

Это очень важное упражнение для отработки паузы. На моих тренингах у большей части участников упражнение не получается с первого раза.

Читать далее

Пауза — показатель уверенности оратора

Пауза после окончания речи.

Не стоит сразу покидать трибуну или садиться на место.

Если слушатель благодарен за Вашу работу, и Вы добились поддержки и внимания, то нормальной реакцией на это будут аплодисменты.

И будет неблагодарно с Вашей стороны не принять их.

К тому же хорошо будет, если за эти аплодисменты Вы слушателя поблагодарите.

Поэтому не забывайте между окончанием речи и Вашим уходом сделать паузу.

Читать далее

Пауза оратора для подчеркивания важности информации

Для подчеркивания важности информации.

Пауза делается обычно после важных или значительных фраз.

И в этот момент у слушателей в голове звучат последние слова оратора.

Можно делать паузу перед важной информацией, акцентируя на этом внимание.

Например: «Сейчас я скажу основную причину низкого урожая зерновых».

После этого делается пауза. И даже те, кто не слушал – обратят внимание на все последующие слова.

Ключевые слова нашей речи полезно вставить в рамочку из пауз – пауза до ключевого слова и пауза после ключевого слова.

Читать далее

Сила воли. Как развивать силу воли. Сила воли, как основное средство преодоления лени.

Как правильно бороться с ленью?

Бороться с ленью – непонятное занятие. Если лень в нас, то с чем мы боремся? С собой?

Не с ленью нужно бороться, а развивать навык. Какой? Силу воли:

Не хочется делать (лень) — а делать буду (сила воли).

Сила воли

И вот тут начинаются первые возражения:
— Ну, я так не хочу. А можно как-нибудь без силы воли?
Почему? Лень?

А ведь все мы знаем, что развитие силы воли важно и полезно каждому. Знаем, но не развиваем. Почему? А вот это и попадает в определение лени. «Знаем, что нужно, но не делаем!». Это и есть лень.

Читать далее

Пауза — время отдохнуть и подумать. Ораторское искусство.

Пауза – время отдохнуть и подумать.

Отдохнуть и подумать как оратору, так и слушателю.

Постоянное произнесение речи и постоянное слушание – тяжелая работа, и нужно выделять короткие промежутки времени для отдыха или переваривания уже услышанного.

Если Вы об этом не позаботитесь – слушатели устанут и перестанут Вас понимать.

Информацию, сложную для восприятия, лучше перемежать паузами после каждого слова.

Читать далее

Пауза оратора для привлечения внимания публики

Для наглядности — два примера из жизни.

Обычная ситуация на конференции. Доклады, ораторы волнуются, аудитория ждет. Выходит первый оратор. В зале стоит небольшой шум. Кто-то разговаривает с соседом, кто-то еще не выключил телефон. А оратор уже вышел, он уже стоит, и, не зная, что еще делать, начинает свою речь. Чтобы перекрыть гул, выступающему приходится говорить очень громко. А что в зале: кто слушает, кто шепчется с соседом, кто пишет сообщения. Стоит обычный рабочий гул, всё как обычно. Закончив, докладчик садится на место.

Выходит другой оратор. Он становится перед аудиторией и требовательно смотрит на людей в зале. Шум стихает. Становится слышно отдельный шепот. Вскоре и он затихает. Становится тихо. Все с ожиданием смотрят на вышедшего: «Ну? Что?» Подымают головы и те, кто внимательно смотрел в мобильник. Все. На лице оратора вспыхивает улыбка: «Здравствуйте! Рад вас видеть!» Начинается выступление.

Что сделал такого второй оратор, и чего не сделал первый?

Паузу.

Читать далее

Разделение речи оратора паузами.

Где нужно делать паузы?

Вспомним, что мы учили в школе. В письменном тексте знаки препинания обозначают паузы.

В устной речи, как правило, паузы выдерживаются там, где в письменном тексте ставятся знаки препинания.

Читать далее

Положительная реакция оратора на аплодисменты

Часто ораторы смущаются на аплодисментах.

Может, не привыкли к благодарности публики?

Аплодисменты могут быть причиной поспешного завершения выступления.

Выглядеть это может как бегство.

Оратору полезно привыкнуть к аплодисментам.

Привыкнуть принимать их достойно.

Уходить полезно на пике аплодисментов.

Научитесь это делать в упражнениях.

После каждого своего выступления на тренировке обязательно дожидайтесь (добивайтесь) аплодисментов. Выдерживайте паузу. Смотрите смело и открыто в глаза зрителей. Получайте удовольствие (вместо смущения).

С уважением, тренер по ораторскому мастерству Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги 

 

Публичное выступление и прыжок со скалы

Сидели мы, смотрели, как местные мальчишки прыгают в море с пятиметровой высоты… А самим было страшно. Но… пацаны мелкие прыгают — значит и мы сможем.
Кто-то набрался смелости — и… тоже прыгнул. Смелый, значит. Остальные не рискнули — честно: страшно…
А я пошел по другой стратегии. Нашел поменьше уступ. Метра полтора, для разминки. Пару раз прыгнул оттуда — конечно же, никакого страха. Потом залез повыше — тоже нормально. Потом еще выше. И оттуда прыгнул. Каждый раз — строго вниз головой, разбивая воду руками.
И вот — самый высокий уступ. И прыгнул, головой вниз, и очень красиво зашел в воду. После этого смело пошел прыгать туда, где прыгали местные мальчишки, туда, где еще недавно было панически страшно.
🙂
Так и с публичными выступлениями: не нужно прыгать с большой высоты сразу. Полезно постепенно набирать высоту, тренируясь и оттачивая техники. Тогда страшно не будет 🙂
🙂
Но ведь можно сразу выступить перед большой аудиторией? Можно! Ведь и со скалы сразу можно прыгнуть. Но последствия могут быть плачевными и в первом, и во втором случае.

С уважением, тренер ораторского мастерства Болсунов Олег.

Читать следующую страницу→

↑ Подняться в Оглавление книги 

Риторика Киев /

К 1 сентября. Чему не учат в школе?

Школа риторики Болсунова ОлегаВ школе нас многому учат, например: читать, писать, думать.

Но не всем жизненно важным наукам. Нет таких предметов, как «Дружба», «Общение», «Управление эмоциями» и т.д. Почему? Не важные предметы? – Важные, даже очень. Только вот преподавать их сложно. Нет четкой технологии обучения, чтобы для всех и для каждого.

Читать далее

Как найти хорошую школу. Притча.

Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.
— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.

Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

— Ура, я не пойду в школу, — обрадовался мальчик.

— Пойдешь, но не в эту, — сердито ответил дед. — Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя.
Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
— Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? — послышался голосок девочки.
— У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? — предложил один мальчик.
— Может, Вам позвать учителя? — спросил другой.
Вскоре во двор вышел молодой учитель.
Дед поздоровался и сказал:
— Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел.
Вечером мама мальчика спросили деда:
— Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
— По ученикам узнают учителей, — ответил дед.

/ Притча о школе / Притча об учителе / Лучшая школа, притча / Лучший учитель, притча / Притчи о школе / Притчі про школу / Лучшая притча про школу /

Как я обучалась ораторскому мастерству

Меня зовут Людмила.

Болсунов Олег и Богун Людмила. Обучение жестам на занятиях Школы Ораторского Мастерства

Я посещала Базовый тренинг ораторского искусства – шесть занятий по 2,5 часа, каждый понедельник. В принципе, эту школу выбирала больше спонтанно, но все-таки сыграло роль то, что здесь обещали отрабатывать упражнения сначала в парах, а уже потом – на публике.

Чтобы ничего не забыть, вела для себя небольшие записи. Так что смогу все рассказать по каждому занятию, не сваливая в одну кучу упражнения и впечатления…

Читать далее

Обязательно ли нужны оратору жесты?

У меня часто спрашивают, обязательно ли оратору жестикулировать?

И я искренне отвечаю, что нет, не обязательно.

Жесты оратора. Нужны ли они?

Нужны ли оратору жесты?

Я и сам, если бы не умел жестикулировать, всё равно хорошо бы выступал.

К примеру, я могу вести тренинг 4 часа, не вставая с кресла и не поднимая рук. Могу. И буду при этом удерживать внимание людей легко и надёжно. Но, это уже сейчас, а не раньше.

Но дело не в том, можно ли выступать без жестов. Дело в другом — с жестами выступать легче, проще и естественнее, чем без них.

Можно без жестов. Можно. Посредственно выступать — можно. Но мастерски — не получится!

И вот почему: в настоящем выступлении участвует не только голос, не только интонации, и не только жесты — всё тело участвует в выступлении; вся энергия тела и души, сливаясь с энергией зала делает выступление.

А без свободных и энергичных движений всем телом хорошего выступления не сделать.

читать далее, нужны ли жесты оратору, или можно без них обойтись?