Перейти к содержимому
Главная » Блог Оратора » Книга » Невербальный диалог оратора с публикой

Невербальный диалог оратора с публикой

    Невербальный диалог с публикой

    Невербальный диалог с публикой. Вербальная и невербальная речь.

    Когда оратор выступает с речью, что-то говорит, кажется, что говорит только она сторона, оратор. А люди слушают.

    Но это только видимая сторона выступления. И слышимая.

    А есть «невидимое» общение. И «неслышимая» речь. Между оратором и аудиторией происходит общение.

    Бессловесный разговор.

    И очень важно, чтобы этот невербальный диалог с залом состоялся. И поддерживался всё выступление.

    Смоделируем пример.

    — Здравствуйте!
    — (В ответ — бессловесное «здравствуйте» отображается на лицах людей. У кого беззвучное шевеление губами: «Здравствуйте!»)
    — Рад видеть вас
    — (А вот мы не очень. Потому как пока не знаем Вас. Но мы слушаем… )
    — По пути к Вам, загляделся на ваш город! У вас очень красивая Набережная
    — (Нам приятно! У нас действительно красивая Набережная. Спасибо за комплимент. Вы, оказывается, приятный человек…)
    — Давайте я сразу перейду к делу, без предисловий.
    — (Мы не против. Давайте уже, говорите, мы слушаем).

     

     

    Можно смоделировать и другой пример.

    Хороший пример описан в «Сказке о храме с тысячью зеркал».

    Бывает, что зал никак не реагирует на оратора. Тогда это не речь вовсе.

    Когда слова идут в пустоту – это пустая речь. Если речь «никому и в никуда», то это и не речь.

    Это — пустословие.

    Если же слушатели слушают – то они как-то реагируют на сказанные слова. Явно или неявно.

    Это —  монолог.

    Если аудитория активно реагируют на слова оратора – это уже диалог с залом.

    Невербальный диалог с публикой.

    Как сделать так, чтобы получилось с залом общение?

    Обратим внимание на паузу.

    Вевербальное воздействие оратораКак и в обычном словесном диалоге, нужно оставлять время на ответ.

    Делать паузу. Большую. И реакция зала будет обязательно. Это будет активное слушание.

    Но, если паузу не сделать, публике не будет казаться, что оратор с ней говорит. Публика превратится в пассивного слушателя.

    Пассивная и активная аудитория. Это разные аудитории. И от оратора зависит, с кем он будет общаться.

    Можно расшевелить аудиторию. А можно «усыпить».

    Всё в наших руках, как говорится в известной притче.

    Обычно, оратор не делает пауз для ответа публики.

    А зачем? Важно слова говорить. Информацию.

    И информация идет в одну сторону. А в другую — не идет.

    Люди в аудитории чувствуют свою «незначительность», «ненужность».

    Каждый вправе заниматься собой. Сначала своими мыслями. Потом своими делами. Отвлекаются.

    Так каждый. А в целом – вся аудитория.

    А если вести с аудиторией диалог – им некогда отвлекаться. Да и незачем. Ведь с ними разговаривают.

    При таком диалоге оратор тоже делает много невербальных движений.

    В основном по направлению к публике. Жесты. Движение телом. Головой.

    Глаза должны постоянно смотреть в публику. Прямо.

    Не вверх, поверх голов. Не вниз, в пол. Только прямо.

    Развитию невербального диалога помогают риторические вопросы.

    Это вопросы в зал. Без явного ответа. Но ответ быть должен, в виде реакции зала. В виде движений головами, телом. В виде эмоций.

    Риторические вопросы, как показала практика, в голову не лезут во время выступления. Их нужно осваивать. Добавлять в свою речь.

    Во время тренировок, конечно же.

    Нарабатывать, как новое поведение. Вероятно, придется сделать десяток упражнений, прежде чем появится навык задавать риторические вопросы экспромтом.

    Риторические вопросы нужно специально вставлять в речь при ее написании.

    И тренировать, тренировать на репетициях перед выступлением.

    Обратим внимание на взгляд оратора.

    Статья о лаконичности. Оратор выступает с текстом.Зачем оратору глаза?

    Смотреть или видеть?

    Можно и глазеть. Но лучше – видеть.

    Что видеть?

    Всё!!!

    Абсолютно всё.

    И всех!

    Посмотрите, кто как сидит.

    В каких позах? Что выражают тела? Спокойствие? Желание сидеть и слушать? Или быстрее уйти?

    Читайте лица. На них написано всё.

    Если, конечно же, есть навык читать по лицам.

    И есть время эти лица читать. И есть смелость эти лица читать. И нет страха, смотреть в эти лица.

    Если навыка нет – его нужно приобретать.

    Практическим способом, конечно же. На это есть соответствующие упражнения.

    Если есть страх – значит, еще нет опыта; или нет должной философии в голове. В общем, это отдельная тема – все вопросы к тренеру.

    Смотреть нужно прямо. Именно прямо. И видеть всех.

    Мне часто возражают. Мол, привык я смотреть иначе. Мне это несвойственно.

    Мол, читал я книги, в которых написано про «глазо-двигательные паттерны»; и когда я вспоминаю – я смотрю влево и вверх, так что ничего тут не поделать, психологию не исправить…

    На что я, опираясь на практический опыт более тысячи своих учеников, отвечаю.

    Что я специалист, как в НЛП, так и в других областях практической психологии. Что можно выработать и другую привычку: смотреть прямо, при этом и думать, и вспоминать, и говорить экспромтом.

    Этот новый навык вырабатывается очень и очень быстро, стоит лишь поупражняться. Подтверждено многочисленной практикой, я даже не помню исключений.

    Проходит время – и со мной соглашаются.

    Зрительный контакт начинается когда?

    С той самой секунды, когда оратор появился перед людьми. Еще нет никаких слов. Оратор выбрал точку пространства. И оттуда посмотрел на зал.

    Первая пауза.

    Оратор знакомится взглядом с аудиторией. Окидывает всех взором. Ждет внимания. Вступительная пауза. Зал затихает, видя требовательный взгляд оратора. Гул замолкает. Появляется тишина. И только в этой тишине звучат первые слова приветствия.

    Здравствуйте!…»

    Что нужно сделать после приветствия?

    Правильно – паузу. Услышать отклик зала.

    Диалог начинается…

    Видео. Хороший пример выступления. Барак Обама выступает перед студентами.

    Как это отрабатывать? Только на практике.

    Например, в тренинговой группе, где оратор тренируется «на кошках», а «кошками» являются добровольные участники. Они терпеливо выслушивают оратора и дают ему подсказки. Чувствуется ли, что оратор говорит именно им, происходит ли невербальный диалог.

    Можно выступать и перед телекамерой. Вести диалог с воображаемым зрителем там, за объективом камеры.

    Но к этому времени желательно уже иметь навык работы с группой. И обращаться к камере, как к одному участнику такой группы. Если не натренироваться – может получиться неестественно, наигранно.

    Обучиться бессловесному общению с аудиторией почти невозможно при индивидуальном обучении. Почти невозможно при обучении перед зеркалом. Или только перед камерой. Нужны живые люди. Разные люди. Нужен их живой отклик.

     

    А напоследок — хорошее видео о том, чем испуганный оратор похож на сову.

    • И подписывайтесь на наш YouTube-канал. Там много интересных видео.

    Мои комментарии:

    Сидит сова. Самая обыкновенная. К ней подносят сову поменьше, сипуху. Наша сова решает показать свое превосходство, и у нее это получается красиво.

    Но вот, к сове подносят более крупного хищника — филина. Филин сидит спокойно на руке человека. Но что же сталось с нашей совой? Как же она преобразилась?

    Очень часто испуганный оратор похож на такую вот испуганную сову.

    С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

    Читать следующую страницу →

    ↑ Оглавление книги