Лаконичность

Умение лаконично излагать свои мысли.

Лаконичность. Как говорить лаконично. Как выступать лаконично.Лаконичность.
В детстве мне казалось, что чем больше слов человек говорит – тем он умнее. Длинные и долгие объяснения из уст выступающих считал за проявление образованности и знаний.

Оказалось «с точностью наоборот».

Проявлением ума в ораторском искусстве является умение говорить лаконично. Чем меньше слов используется для раскрытия тезиса – тем лучше. При этом слова и фразы должны быть понятны публике.

Как говорил Антон Павлович Чехов:

«Краткость – сестра таланта!»

Читать далее

Ораторами рождаются или становятся?

Марк Туллий Цицерон (великий римский оратор) как-то сказал:

ORATORES FUINT, POETAE NASCUNTUR

Что в переводе обозначает:

Ораторами становятся, поэтами рождаются

Ораторами становятся. Поэтами рождаются.

Ораторами рождаются или становятся?

По русски это будет звучать примерно так: «Ораторэс фиунт, поэтэ наскунтур».

Это афоризм Цицерона из «Речи в защиту Архия», произнесенной им в 61 до н.э. Но этот тезис всегда был предметом спора, что в те далекие времена, что сейчас.

Статья о том, как ораторами становятся...

Читать далее

Сказка о храме с тысячью зеркал

Много сотен лет назад, одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель.

Поднявшись по ступенькам храма, собака вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

В этот миг она увидела тысячу оскаленных псов, и услышала многоголосный рык.

Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака.

Она также поднялась по ступеням храма. Вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак.

Радостно залаяв, она покинула храм с полной уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.

  • Мир часто является только отражением нас самих: если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
  • Эту сказку я рассказываю на своих занятиях, потому что она и об ораторском искусстве тоже.

 

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

Почему нет хороших ораторов?

У меня часто спрашивают, почему у нас мало хороших ораторов?

А откуда им взяться?

Наглядная ситуация. Сижу на конференции руководителей профтехучилищ. Председательствующий ровно 20 минут читал нам что-то с листа… Все уныло занялись своими делами. (А я начал писать вот эту заметку)

Видео с этой конференции:

И что, этот выступающий не видел, что собравшимся людям вообще не нужна его речь? Может быть, и не видел. Потому что он был занят чтением.

Читать далее

Оратор и публика

Начинается новая глава: «Оратор и публика»

Оратор и публика

Наверное, самая важная тема в ораторском искусстве.

Хорош ли оратор или плох? Оценить мастерство оратора можно только на публике.

Публика бывает разная. И одно и то же Ваше выступление может быть и удачным и неудачным в разных аудиториях.

То есть, не все зависит от вас, есть и внешние факторы.

Вы, как оратор, должны уметь наводить в аудитории дисциплину, управлять, как отдельными людьми,  так и группами.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

Куда девать руки оратору при выступлении?

Куда девать руки оратору?

Статья о том, куда девать руки спикеру, оратору, выступающему на публике

Куда девать руки оратору во время выступления?

Так и хочется их куда то деть. Но куда?

 Повесить их по швам? — глупо. Говорящая голова.

 Засунуть в карманы? — не культурно.

 За спину? — выглядит, как заключенный.

 Скрестить на груди? — скажут, что закрылся.

 Соединить пальцы? — тоже что-то скажут, явно нехорошее.

Так куда девать руки оратору?

Читать далее

Надежды, ожидания и заблуждения обучения ораторскому искусству

Выступать на публике нелегко.

В чем причина?

Считается, что самой важной причиной плохих выступлений оратора является страх публичных выступлений.

Людям кажется, что преодолев такой страх, они сразу станут хорошими ораторами. Им кажется, что для хорошего выступления достаточно преодолеть этот страх. И избавиться от волнения.

— Я хочу выступать без волнения!
— Если я не буду волноваться – я выступлю хорошо!
— Оратор должен быть уверенным в себе. Мне нужно стать уверенным в себе и я стану лучшим оратором!

И на тренинг люди идут с мечтой получить уверенность в себе. Побороть страх выступлений. Не волноваться перед публикой.

Каким образом?

Этого будущие ученики не знают. Им кажется, что есть некий «секрет». Или есть «особые техники риторики». Существуют «настройки оратора по технологии НЛП». А кто-то считает, что нужно «просто разобраться в себе под чутким руководством «Мастера».

Читать далее

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Что для оратора может быть важнее внимания публики?

Оратор — это, прежде всего, внимание публики!
Нет внимания — нет оратора.

Является ли оратором тот преподаватель ВУЗа, которого не слушают студенты? Вряд ли.

И пусть он рассказывает наполненную смыслом речь. И что?

Пока нет внимания – выступать, передавать информацию, бессмысленно.

Так что же важнее: текст, красивые слова, энергичные жесты или внимание?

Когда я нахожусь в зале, наблюдая за выступлением своего клиента, я смотрю в первую очередь на внимание зала. Для этого выбираю место в зале так, чтобы видеть и сцену и зрительный зал, как можно лучше. И выступление оратора оцениваю, прежде всего, по вниманию публики.

Каким должно быть внимание? Максимальным. Пусть не 100-процентным. Достаточно приемлемым пределом является 80-99%

Ведь аудитории бывают разные. Согласен, всем не угодишь. И, если потеряно внимание 20 человек ради внимания 80 – это допустимо. Для оратора среднего уровня.

За внимание нужно бороться! Совершать любые действия, привлекающие внимание.

  • Играть голосом. Двигаться. Жестикулировать. Интриговать. Шутить. Делать комплименты. Что угодно, лишь бы внимание было максимально возможным.

Да, не стоит переживать, если внимание не 100%. Но стоит переживать, если оно меньше 80%.

Нужно не просто привлечь внимание. Необходимо установить зрительный контроль над вниманием.

Как контролировать внимание?

Вот для этого и нужно смотреть в зал.

Видеть каждого зрителя. Кто чем занимается. С каким вниманием слушает.

Поймать внимание каждого человека в зале. И управлять этим вниманием.

Подогревать. Возбуждать. Привлекать.

Первая пауза, которую должен сделать оратор, выдерживается сразу после появления оратора перед публикой. Сразу после выхода оратора. Для установления этого внимания.

  • Оратор вышел. Взглянул на аудиторию. Выдержал паузу. Установил зрительный контакт. Поймал внимание.

И только после такой паузы можно начинать речь.

Если же внимания еще мало, оратор делает все возможное, чтобы привлечь его.

Для этого тоже необходимо делать паузы. Большие и маленькие.

  • И не ради самих пауз. Паузы в данном случае являются инструментом оратора. Так же, как и взгляд, жесты, интонации. В данном случае, это  – инструменты для управления вниманием публики.

Хочу подытожить, что внимание публики важнее пауз, жестов и красивых слов.

Меня часто просят оценить оратора.

  • Спрашивают о разном. Является ли ошибкой неверное ударение? Правильно ли подобраны слова? Не слишком ли быстрые жесты?

Ожидают, что я буду критиковать именно за ошибки. И удивляются, что меня это мало заботит. Что для меня одиночные ошибки – а так, пустячки. Мне куда важнее было – внимание публики?

  • Подумаешь, ошибки! Слово не так сказал! Жесты не так сделал. И что? С кем не бывает? Если даже кто в зале и заметил – тут же забыл. Может быть, именно эти ошибки и привлекли внимание зрителей? Может, это были заранее спланированные ошибки?

Если оратор совершил много ошибок – это куда менее печально, нежели потеря внимания публики. Куда хуже, когда не было ошибок, но и не было внимания. Это и есть глобальная ошибка, перекрывающая все остальные.

  • Как привлекать внимание – это отдельная тема. Как использовать паузы – тоже отдельный разговор. Посмотрите другие статьи этого сайта.

С уважением, тренер по ораторскому искусству Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги 

Сколько времени нужно оратору для подготовки речи?

chtenie teksta2Сколько времени нужно для подготовки речи?

Аналогию с ораторским искусством можно провести с уборкой урожая пшеницы.

Можно сделать и другие аналогии.

Убирают пшеницу летом. Но когда сеют? Ранней весной.

А озимую пшеницу сеют еще раньше — осенью.

Еще задолго до сбора урожая готовят землю для семян, пашут, боронят. Готовят отборное зерно. Сеют, подкармливают, культивируют… И только после этого можно надеяться на хороший урожай.

Так?

Как это связано с ораторским искусством?

Читать далее

Как лучше выступать оратору: за трибуной, или около трибуны?

Сразу скажу мое мнение:

«За трибуной выступают плохие (или начинающие ) ораторы! Это место — не для профессионала».

Оратор у трибуны. Как лучше выступать оратору: за трибуной, или около трибуны?

Нужна ли трибуна хорошему оратору?

И вот почему.
Да, трибуны придумали — как место выступления оратора. На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну пожно опереться, заняв делом свои руки. Да, трибуна — упрощает выступление.

Но!

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это — преграда. Как визуальная, так и энергетическая.  А зачем это выступающему?

Второе. Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему делать жесты — это помощь. Хорошему — ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя «защищенно».

У него есть своя «территория» — трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория — зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Так где же выступать оратору?

  1. На сцене, если таковая есть. На возвышении, чтобы всех видеть, всех чувствовать.

    Трибуна для оратора

    Трибуна без оратора

  2. Возле трибуны, если нет другого места.
  3. Перед трибуной.
  4. Но лучше всего — комбинация всех вариантов: немного за трибуной, немного возле трибуны, перед трибуной, в аудитории, среди публики… Двигаясь легко и непринужденно.

Так нужна ли трибуна хорошему оратору?

  • Разве что, положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.

Оратор выступает всем телом, а не только головой и губами! 🙂 И трибуна оратору, мастеру ораторского искусства,  особо не нужна.

  • Большая просьба: оставьте, пожалуйста, комментарии к статье. Очень нужно!

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

/ Трибуна оратора / Кто выступает за трибуной / Нужна ли трибуна оратору / Как выступать за трибуной / Трибуна барьер перед оратором / Как лучше выступать за трибуной / Оратор на трибуне / Чем мешает оратору трибуна / Оратор без трибуны /

Тренинг-интенсив. Базовый курс риторики за два дня. Днепропетровск.

Тренинг ораторского искусства

Ораторское искусство. Только практические упражнения.

Тренинг Ораторского Мастерства в Днепропетровске. Базовый курс. Интенсив.

 
За два дня вы полностью пройдете полный Базовый курс, получите все необходимые навыки, закрепив их на практике прямо на занятии.

Время тренинга: 10.00-16.00

  • Если вы из другого города, и ждать группу в вашем городе еще долго — приезжайте в Днепропетровск! Для Вас будет существенная скидка, как участнику из другого города (и помощь в поиске гостиницы)
  • Стоимость двухдневного тренинга: 1500 грн. (при предварительной оплате от 1200 грн)

Прочитать дальше про тренинг-интенсив в Днепропетровске

Сила воли. Как развивать силу воли. Сила воли, как основное средство преодоления лени.

Сила воли. Как развивать силу воли. Сила воли, как средство преодоление лени.

Выступать — страшно. И, чтобы подойти к этой трибуне, — нужна сила воли.

Сила воли. В этой статье пойдет речь о том, что такое сила воли и как ее развивать.

Как правильно бороться с ленью?

Бороться с ленью – непонятное занятие. Если лень в нас, то с чем мы боремся? С собой?

Не с ленью нужно бороться, а развивать навык. Какой? Силу воли:

Не хочется делать (лень) — а делать буду (сила воли).

Сила воли

И вот тут начинаются первые возражения:
— Ну, я так не хочу. А можно как-нибудь без силы воли?
Почему? — Лень?

Все мы знаем, что развитие силы воли важно и полезно каждому. Знаем, но не развиваем. Почему? А вот это и попадает в определение лени. «Знаем, что нужно, но не делаем!». Это и есть лень.

Лень — это тогда, когда мы знаем, что нужно делать, но не делаем.

Читать далее

Полюбите свои ошибки

Почему люди боятся совершать ошибки?

Любуюсь выступлениями новых ораторов

Ошибка ли это?

В школе наши ошибки в тетрадках учителя помечали красной пастой. Чем больше ошибок — тем ниже оценка. За «двойки» и «тройки» нас отчитывали родители. Кое-кого воспитывали ремнем. Многие из нас ненавидели писать контрольные и самостоятельные. Потому что после них в дневнике появлялись оценки, сниженные за ошибки. Охоту учиться (то есть, ошибаться) у нас настойчиво отбивали с каждым походом наших мам на «родительские собрания».
Детство прошло, а боязнь сделать ошибку осталась.

Зачастую страх ошибиться означает страх общественного мнения. Человек боится, что окружающие его будут за ошибку ругать. Причем не всегда в открытую. «Вчера неудачно пытался спеть на корпоративной вечеринке, — думает человек. — Я слышал, как в курилке сегодня громко смеялись, наверняка с меня».

И вот уже этот человек отказывается от любых действий, которые, по его мнению, могут истолковать не в его пользу. Про ошибки речь уже вообще не идет! Человек пытается, во-первых, делать поменьше. Во-вторых, выбирает проторенные, испробованные пути и методы.

Плата за боязнь делать ошибки.

Страх делать ошибки мешает развиваться человеку. Такой человек мало что умеет, и ему сложно научиться новому. Ему сложно самому пойти на танцы, на каток, на развивающие курсы, особенно, если этого он не умеет.

Совсем недавно, две девушки, буквально силком, притащили взрослого парня на курсы риторики. Чувствовал он себя неуютно, боялся сказать лишнее слово. Изображая взрослую уверенность, он утверждал, что и так выступать умеет. Но при финальном выступлении так толком ничего и не смог сказать.

  • Дайте себе право на пять ошибок в день. Помните, что не ошибается лишь тот – кто ничего не делает!
  • Анализируйте каждую свою ошибку, неудачу на предмет полезности. Спрашивайте себя: «А чему я научился благодаря этому? О чем я теперь знаю больше?»
  • Разрешите другим людям ошибаться. Это даст внутренне право ошибаться самому.
  • Не ругайте детей за ошибки, если эти ошибки связаны с обучением или с новыми навыками.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

= Волшебные слова = Мастерство общения =

Критика. Как правильно критиковать. Критикуем грамотно

Критикуем грамотно.

Критикуем правильно. Как критиковать.

Критика — это сильное оружие. Полезно им пользоваться осторожно.

Все люди любят критиковать. Но не все это умеют делать. Статья о том, как грамотно критиковать людей, чтобы и они не обиделись, и вы получили должный результат.

В других статьях я писал о причинах неуверенности в себе и рекомендовал не бояться Читать следующую страницу →. А еще я рекомендовал не критиковать детей, чтобы не отбить у них желание делать что-то новое.
Но что делать, если вы видите ошибки и не можете удержаться от критики?

Читать далее

Пауза после каждого слова

Практическое упражнение

Пауза перед каждым словом

Важный навык – умение выдержать паузу в любом месте предложения. В любом, после любого слова. А для этого мы выполним упражнение, в котором будем произносить речь с паузой…..после…..КАЖДОГО…..слова. Пауза должна быть большой, 2-3 секунды.

Это очень важное упражнение для отработки паузы. На моих тренингах у большей части участников упражнение не получается с первого раза.

Читать далее