Ораторами рождаются или становятся?

Марк Туллий Цицерон (великий римский оратор) как-то сказал:

ORATORES FUINT, POETAE NASCUNTUR

Что в переводе обозначает:

Ораторами становятся, поэтами рождаются

Ораторами становятся. Поэтами рождаются.

Ораторами рождаются или становятся?

По русски это будет звучать примерно так: «Ораторэс фиунт, поэтэ наскунтур».

Это афоризм Цицерона из «Речи в защиту Архия», произнесенной им в 61 до н.э. Но этот тезис всегда был предметом спора, что в те далекие времена, что сейчас.

Статья о том, как ораторами становятся...

Читать далее

Можно ли сделать свое лицо красивым?

Как сделать свое лицо красивым? Как формируется лицо? Что нужно делать, чтобы выглядеть красивым. Эмоции, мимика… Об этом статья…

Кто упражняет свое лицо?

Мимика лица. Можно ли сделать свое лицо красивым?

Думаете никто? – Ошибаетесь.

Вот маленькая девочка крутится возле зеркала. Мама её упрекает: «Нельзя так! Перестань красоваться! Так приличные девочки не делают!». И после девочка это делает втихаря. Когда никто не видит.

А, может, уже и не делает никогда, чувствуя запретное.

От чего зависит красота лица? Об этом в статье… Читать далее

Подарочный сертификат обучения ораторскому искусству

Подарочный сертификат школы ораторского искусства

Подарочный сертификат. Здесь может быть имя вашего друга

Хотите сделать своему другу чудесный подарок? И чтобы он был и полезный и нужный и запомнился надолго?

Подарочный сертификат обучения ораторскому искусству — чудесный подарок вашим друзьям.

Оригинальный. Полезный. Нужный. Запомнится надолго.

Один раз обучившись ораторскому искусству, человек будет уметь это всю свою жизнь. И это важное приобретение будет связывать именно с Вами, благодаря ВАС за приобретение полезного навыка.

  • Как говорится: «Мастерство в кармане не спрячешь!». А ораторское мастерство — и подавно!

На День рождения. На любой праздник. Новый год. 8 Марта. 23 Февраля. День Святого Валентина. День Студента. Читать далее

Жесты оратора. Жестикуляция оратора. Обучение жестам.

Статья о жестах и жестикуляции оратора.

Куда девать оратору руки?

Жесты оратора спикера. Жесты. Обучение жестам оратор. Жесты. Жестикуляция. Жесты рук. Жесты оратора

Как может выступать оратор без жестов? Это же будет — «говорящая голова», а не оратор!

А действительно, куда руки девать?
Хочется их спрятать за спину, сложить на груди или засунуть в карманы. А Вам?
Как-то я прочитал хорошую восточную притчу. Может, Вы ее знаете:
Ученик спросил Учителя:

— О, Мудрейший, скажи мне, как правильно сидеть?
— Так же, как и стоять.
— А как же правильно стоять?
— Так же, как и лежать.
— Но как?
— Когда лежишь – просто лежи, когда стоишь – просто стой, когда сидишь – просто сиди…

Красивый образ, не правда ли? Мне этот образ помогает объяснять ученикам, куда девать руки.

Читать далее

Волшебные слова

Волшебные слова, Что такое волшебные слова

Среди сотен фраз затеряны скромные, но волшебные слова, обладающие магическими свойствами.

С виду – самые обыкновенные, часто употребляемые. Но при грамотном использовании, эти слова могут наполнять силой и исцелять, привлекать успех и удачу.

Они могут даже изменить саму судьбу человека.

И это – далеко не сказки.

Читать далее

Критика. Как правильно критиковать. Критикуем грамотно

Критикуем грамотно.

Критикуем правильно. Как критиковать.

Критика — это сильное оружие. Полезно им пользоваться осторожно.

Все люди любят критиковать. Но не все это умеют делать. Статья о том, как грамотно критиковать людей, чтобы и они не обиделись, и вы получили должный результат.

В других статьях я писал о причинах неуверенности в себе и рекомендовал не бояться Читать следующую страницу →. А еще я рекомендовал не критиковать детей, чтобы не отбить у них желание делать что-то новое.
Но что делать, если вы видите ошибки и не можете удержаться от критики?

Читать далее

Почему наши политики не являются хорошими ораторами

У меня часто спрашивают:

— Почему наши политики и депутаты выступают так плохо.

Конечно же, есть среди политиков и хорошие ораторы. Не будем называть имена и переходить на личности. Но я согласен, что в большинстве своем, наши политики являются довольно-таки плохими ораторами.

Почему? Причин много. Вот некоторые.

Читать далее

Красота голоса и красота внешности

Предыстория:

Купе вагона. Утро. Сквозь остаток сна слышу голоса двух девушек с нижних полок. Обычные голоса, какие бывают у обычных девушек средних лет…
И тут слышу голос еще одной девушки. Красивый голос. Оччень красивый.
В моей голове возникает мысль, что эта девушка так же красива, как и ее голос…
Вслушиваюсь в голоса дальше: судя по голосу, первые две девушки не столь красивы, даже наоборот.
Сразу же захотелось проснуться и посмотреть вниз, проверить догадку. Даже успел представить, какие они, эти девушки внизу.
Свешиваю голову: «Доброе утро!»
Так и есть. Обладательница красивого голоса была так же красива, как и ее голос. Две другие девушки – так себе, чтобы не обидеть. Так что мои догадки оказались верными.

Читать далее

Оратор. Мусор в словах и как с этим бороться

Слова как слова. В общем, типа, короче, как его, эээ, ну, мммм… Это, по функциям, служебные слова, предназначенные для связывания предложений в одну речь. Ничего плохого они не делают. Помогают. Но… засоряют речь так же. Они, по сути, не несут какой-либо информации, они, как паразиты, живут в нашей речи, засоряя эфир.

Бороться с этими «посторонними» словами не нужно. Полезно их заменить… паузами.

Да, именно паузами.

У многих людей слова паразиты и различные «э-э», «м-м» являются связывающими элементами, вставками в речь вместо пауз. Боязнь сделать паузу почему-то распространена у людей, особенно у тех, кто волнуется при выступлениях. Именно психологический страх сделать паузу заставляет многих людей говорить лишние слова и издавать ненужные звуки.

Читать далее

Как скучный доклад превратить в интересную речь?

На одной конференции зачитывались доклады. В основном, о выполненной работе. Скучище.

Но!

Среди докладчиков выделился один оратор.

Что он сделал?

Читать далее

Кони А.Ф. «Советы лекторам»

А. Ф. КОНИ СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ

(1920-е гг., впервые опубликовано в 1956 г.)

§ 1. Необходимо готовиться к лекции: собрать интересное и важное, относящееся к теме — прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.
§ 2. Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
§ 3. Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.
§ 4. Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Все это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.
Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось сказать.
Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: «Я об этом много думал». Другой великий человек — Альва Томазо Эдисон сказал, что в его 316 изобретениях было 98 процентов «потения» и 2 процента «вдохновения».
Многим известно, во что обходился «перл создания» нашему Гоголю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.
В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые, нет-нет, да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора.
§ 5. Желательно начинать речь с обращения: Товарищи. Можно построить начальную фразу и так, чтобы эти слова были в середине: Сегодня, товарищи, вам предстоит…
§ 6. Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного — взрослым, скучного — молодежи.
§ 7. Тон речи может повышаться (то, что в музыке crescendo), но следует вообще менять тон — повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельных слов (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне: с высокого вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это «иногда» определяется местом в речи. Говоришь о Толстом,- и первая фраза об его «уходе» может быть сказана низким тоном; этим сразу подчеркивается величие момента в жизни нашего великого писателя. Точных указаний делать по этому вопросу нельзя: их может подсказать чутье лектора, вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи (то же, что абзац или красная строка в письменной). Речь не должна произноситься одним махом; она должна быть речью, живым словом.
§ 8. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.
§ 9. Не следует расхаживать по сцене, делать однообразных движений, например покачиваний с ноги на ногу, приседать и т. п.
§ 10. Полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях, комнатах): слушатели смотрят на лектора, и им приятно, если лектор посмотрит на них. Этим привлекается внимание и завоевывается расположение к лектору. У лектора не должно быть одной какой-то точки,к которой привлекается во все время речи е го в з о р.
317
§ 11. Лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком.
§ 12. От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах. Никакие отвлекающие причины не должны на него действовать (бинокли, газеты, поворачивания, шорох, плач ребенка, лай случайно забравшейся собаки). Лектор должен делать свое дело. Указанные мелочи (их можно насчитать с десяток), между которыми есть и действующие на самолюбие, с практикой, психически не будут оказывать влияния, к ним лектор привыкает.
§ 13. В случае резкого шума — призвать к тишине и продолжать речь. Если перед началом речи можно предположить, что будет шумно, если видно, что публика нервная, самую речь начать с призыва к тишине, а в этот призыв полезно включить одну-две фразы завлекающего характера.
§14. Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце. Публика подмечает все, и шаблон может быть поводом к какой-нибудь неожиданной выходке, например, шаблонно начатую лектором фразу закончит кто-нибудь в рядах и опередит лектора. Шаблон — совершенно недопустимое зло во всяком творчестве.
§ 15. Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на
200 строк.
§ 16. Форма речи — п рост а я , понятная. Иностранный элемент допустим, но его следует тотчас же объяснить, а объяснение должно быть кратким, начеканенным; оно не должно задерживать надолго движение речи. Лучше не допускать трудно понимаемых иронии, аллегорий и т. п.; все это не усваивается неразвитыми умами, пропадает зря, хорошо действует простое наглядное сравнение,параллель,выразительный эпитет.
§ 17. Лирика допустима, но ее должно быть мало (тем она ценнее). Лирика должна быть искренней, как и вся речь вообще. Все же или почти все должно быть в форме и содержании речи,- вот почему предварительная подготовка и выработка плана так важны и необходимы.
§ 18. Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы «трогательное» действительно «трогало» сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно; ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего притока трогательности, от этого получается контрастный фон: черные линии сливаются с черным фоном, а на белом выступают резко. Так и с трогательным. Например, читать сцены казни Остапа надо протокольно, сухо, холодно, стальным крепким голосом и
изменить его там, где нельзя уже не изменить: описание страданий казаков и Остапа и возглас его: «Батько! Слышишь ли ты все это?!»
§ 19. Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи.
Привлечь (завоевать) внимание слушателей-первый ответственный момент в речи лектора — самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым интересным (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» — вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. д. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.
Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая.
Пример первый. Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что Калигула был сыном Герма-ника и Агрипины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому, что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалуй, интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу надо давать его, а только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно, из рассеянного станет сосредоточенным. Стоять можно на подготовленной почве, а не на первой попавшейся случайной. Это — закон. Первые слова и имеют эту цель: привести собравшихся в состояние внимания. Первые слова должны быть совершенно простыми (полезно избегать в этом моменте сложных предложений, хороши простые предложения). Можно начать так: В детстве я любил читать сказки. И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза): сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, било крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда, и когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то… далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу.
319
Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед — в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости.
Разумеется, если лектор не выдвинет в речи о Калигуле его жестокости, то не нужен и людоед. Тогда надо будет взять другое для завоевания внимания. Оригинальность начала интригует, привлекает, располагает ко всему остальному; напротив того, обыкновенное начало принимается вяло, на него нехотя (значит, неполно) реагируют, оно заранее определяет ценность всего последующего.
Пример второй. Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко — непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темною ночью.
Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин.
Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт, физик, химик…
Пример третий. Надо говорить о законе всемирного тяготения. Принимая во внимание все предшествовавшее о вступлении, о первых словах лектора для завоевания внимания, и эту лекцию можно было бы начать так: В рождественскую ночь 1642 года, в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке. Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» — только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона…
Как привлечь внимание и через это подействовать на волю, превосходно пояснено в рассказе А. П. Чехова «Дома» (прием тот же, что и здесь).
Начало должно быть в соответствии с аудиторией, знание ее необходимо. Например, начало лекции о Ломоносове не подошло бы к аудитории интеллигентной, так как с первых же слов все догадались бы, что речь идет именно о Ломоносове, и оригинальность начала превратилась бы в жалкую искусственность.
Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнется движение и, наконец, появится та
320
«смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно:
1) краткостью,
2) быстрым движением речи,
\ 3) краткими освежающими отступлениями.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной.
Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведет к потере внимания слушателей. Чтобы из мрамора сделать лицо, надо удалить из него все то, что не есть лицо (мнение А. П. Чехова). Так и лектор ни под каким видом не должен допускать в своей речи ничего из того, что разжижает речь, что делает ее «предлинно-венной», что нарушает второе требование: быстрое движение речи вперед. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно важны. Все неважное — выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Краткость — сестра таланта». Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много. Тогда речь краткая, тогда она уподобляется вкусному вину, которого достаточно рюмки, чтобы почувствовать себя приятно опьяненным, тогда она исполнит завет Майкова: словам тесно, а мыслям просторно1.
Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам — моментам) речи. Например, что приходится слышать: Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее… Вместо этих нестоящих слов надо сказать: Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью. Потом — закрепление примерами. Краткие освежающие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомиться. Утомленное внимание — невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием данного места речи. В маленькой речи можно обойтись и без отступлений: внимание может сохраниться хорошими качествами самой речи.
Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в конце речи о Ломоносове
1 Вероятно А. Ф. Кони имел в виду строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Подражание Шиллеру. II Форма»: «…Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям — просторно».
11 Зак. 5012 Л. К. Граудина 321
(см. выше) можно сказать: Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина — только в жажде знании, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя.
Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец — разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье — тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), ч то дальше говорить нечего.
§ 20. Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому.
Пример: черты характера Калигулы — жестокость, разврат, самомнение, расточительность. Если в рассказ о жестокости поместить черту расточительности (мысль перескочила!), а в рассказ о разврате — черту самомнения (мысль опять перескочила!), то получится отсутствие логического течения мысли. Это совершенно недопустимо. Средство против такого недостатка — обдуманный план и его точное исполнение, естественное течение мысли доставляет, кроме умственного, глубокое эстетическое наслаждение. Об этом говорил и Пушкин.
Течение мысли подобно синему столбику термометра, а отступления — черточкам, указывающим целое число градусов, но только не в такой равномерной последовательности.
§ 21. Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами…

Печатается по изданию: Кони А. Ф. Избр. произведения: В 2-х т.-М., 1959.-Т. 1.-С. 129-139.

Риторика. Ораторское искусство. Кони А. Ф. СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ

Советы, рекомендации ораторам от великого оратора, юриста, академика Анатолия Федоровича Кони.

Важный навык

Целуйко Андрей, Симферополь, отзыв о тренинге ораторское искусство

Целуйко Андрей, бизнес-тренер, Симферополь

Есть навыки, которые нужны очень редко. Умение разводить костер с помощью дощечек.
Есть навыки, которые нужны не часто. Умение приготовить вкусный плов.
А есть навыки, которые вы используете каждый день. Умение общаться с людьми, например.

В свое время у Олега Болсунова я прошел курсы ораторского мастерства. С тех пор прошло уже прилично времени, и много проведено переговоров, встреч, лекций и выступлений. Многое из теории курса ораторского я уже забыл. Но вот навыки, которые был сформированы еще на курсе, остались. И каждый раз дает о себе знать в самых разных моментах жизни.

Например, сегодня у нас был прямой эфир на телеканале «Крым». Ведущий сразу предупредила нас, что говорится не нужно, так как вопросы будут близкими к спонтанным. Поэтому приходилось надеяться только на накопленный опыт. Конечно, были мелкие ляпы (куда ж без них), но внутреннее состояние спокойствия присутствовало все время. А так же спокойная осознанная речь.

Считаю ораторское искусство — одним из самых важных навыков нашей жизни.

Читать другие отзывы здесь….

Если нечего сказать…

Из письма:

Олег Игоревич! Говорить с паузами уже получается. Но не удовлетворен качеством речи (беден выбор). В этом моя самая основная проблема: приходится все время подбирать слова довольно долго (при обычном темпе речи).
В результате — скудная, сбивчивая не достаточно информативная, ненасыщенная речь.
С уважением, Юрий.

Спасибо за хороший вопрос! Давайте поразмыслим.

Проблема не в том, что беден выбор слов.

Беден выбор используемых слов.

Согласитесь, слов мы слышали немало. И все эти слова мы понимали. И мы знаем много слов. Но вот вспомнить, подобрать нужное слово — не сразу получается. Так?

Ситуация распространенная.

И об этом следующая тема:

  • Как повысить словарный запас?

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Следующая страница книги →

↑ Оглавление книги 

Как лучше выступать оратору: за трибуной, или около трибуны?

Сразу скажу мое мнение:

«За трибуной выступают плохие (или начинающие ) ораторы! Это место — не для профессионала».

Оратор у трибуны. Как лучше выступать оратору: за трибуной, или около трибуны?

Нужна ли трибуна хорошему оратору?

И вот почему.
Да, трибуны придумали — как место выступления оратора. На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну пожно опереться, заняв делом свои руки. Да, трибуна — упрощает выступление.

Но!

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это — преграда. Как визуальная, так и энергетическая.  А зачем это выступающему?

Второе. Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему делать жесты — это помощь. Хорошему — ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя «защищенно».

У него есть своя «территория» — трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория — зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Так где же выступать оратору?

  1. На сцене, если таковая есть. На возвышении, чтобы всех видеть, всех чувствовать.

    Трибуна для оратора

    Трибуна без оратора

  2. Возле трибуны, если нет другого места.
  3. Перед трибуной.
  4. Но лучше всего — комбинация всех вариантов: немного за трибуной, немного возле трибуны, перед трибуной, в аудитории, среди публики… Двигаясь легко и непринужденно.

Так нужна ли трибуна хорошему оратору?

  • Разве что, положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.

Оратор выступает всем телом, а не только головой и губами! 🙂 И трибуна оратору, мастеру ораторского искусства,  особо не нужна.

  • Большая просьба: оставьте, пожалуйста, комментарии к статье. Очень нужно!

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

/ Трибуна оратора / Кто выступает за трибуной / Нужна ли трибуна оратору / Как выступать за трибуной / Трибуна барьер перед оратором / Как лучше выступать за трибуной / Оратор на трибуне / Чем мешает оратору трибуна / Оратор без трибуны /

Когда выступаете — не говорите лишних слов!

Слова — это лишь символы, это набор звуков.

Ораторское искусство и оратор

Молчи, пока ты не в состоянии сказать нечто такое, что полезнее твоего молчания. Архимед

Слова могут что-то обозначать, но только в том случае, если услышавший их человек переведет эти символы обратно в их изначальный смысл.

  • Для нас имеют смысл только те слова, которые мы знаем. Что подразумевается под словом «шоколад» знают все. А что подразумевается под словом «макрель» знают уже не многие. А что подразумевается под словом «цинерария»?

Читать далее